14 ноября 1901 г. в деревне Студенка Борисовского уезда Минской губернии при большом стечении военных, местного населения и представителей власти и духовенства состоялось торжественное открытие памятников на местах переправы остатков Великой армии через Березину в 1812 году. Инициатива постановки памятников принадлежала местному помещику и коллекционеру Ивану Хрисанфовичу Колодееву, а проект был поручен корнету Иркутского драгунского полка, в будущем известному художнику русского зарубежья Николаю Васильевичу Зарецкому.
Памятник представлял собой обелиск в виде невысокой усеченной пирамиды на трехступенчатом основании. Основание и завершение пирамиды были обработаны многопрофильными обломами, соединявшими ее с базой и венчанием. Особый интерес представляло собой венчание, выполненное в форме пофронтонного покрытия фасадов с боковыми пальметками по углам и на вершине каждого фронтона. Живописные фронтоны вместе с протянувшимися от фасадов к центру коньками полуцилиндрической формы образовывали интересный силуэт. Памятник, очевидно, проектировался для выполнения в граните, но был построен из кирпича и оштукатурен. Западная и восточная стороны памятника были украшены гипсовыми медальонами с барельефными изображениями императоров Наполеона I и Александра I в лавровых венках. Со временем И.Х. Колодеев предполагал заменить гипсовые барельефы на бронзовые, которые были отлиты и хранились в усадьбе, но передумал.
Не всем по душе пришлись тогда начинания Колодеева, в общественных кругах имели место и другие суждения об инициаторе строительства памятников. Так, в фонде Департамента полиции было обнаружено «Дело И.Х. Колодеева», заведенное по доносу некоего Н.С. Корнилова, обвинявшего Колодеева в подкупе местных властей и в «самовольной постановке памятника иностранным французам» с целью «увеличить ценность своей земли». Через два месяца разбирательств дело было закрыто, чему поспособствовали широкие связи Колодеева с местными и государственными чиновниками, и разлетевшаяся молва о новоявленном владельце богатейшей коллекции памятников по 1812 г. К тому же коллекционер пожелал «поднести к стопам Его Императорского Величества модели поставленных монументов».
Через год после смерти Колодеева его вдова передала бронзовые барельефы в дар московскому Музею 1812 года, а гипсовые, по всей видимости, были утрачены вместе с памятниками в 1920-е гг.
Сегодня парные бронзовые медальоны с барельефными изображениями императоров Наполеона I и Александра I работы Н.В. Зарецкого хранятся в фонде скульптуры отдела изобразительных материалов ГИМ. Найдены они были благодаря сопоставлению с фоторепродукциями памятника в журнале «Живописная Россия» за 1902 г.
Заметим, что из пяти проектов памятников, предполагаемых к установке на важнейших местах сражений 1812 года в Минской губернии в 1836−1914 годах, осуществлены были только два, до наших дней не дошел ни один памятник.
Таким образом барельефы из собрания ГИМ являются уникальными памятниками истории и культуры.