Большая государственная печать царей Иоанна и Петра Алексеевичей — Блог Исторического музея

Большая государственная печать царей Иоанна и Петра Алексеевичей

На Руси печати известны с X в. В письменных источниках их именуют «пятном», «знаменем», что аналогично понятию «печать». Изображения таких знаков можно встретить на княжеской собственности, например, коне. В торговле при помощи «пятен» закрывали мешки с пушниной и воспроизводили княжескую печать на деревянных цилиндрах, которые,  подобно замкам, закрывали товар. Постепенно древнерусские печати приобретают вид так называемых «булл» (шариков) – круглых металлических предметов с изображениями по обеим сторонам.

Большая государственная печать царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Фёдор Микулаев, 1682 г. Серебро. Дм. 13,6 см; вес 1604 г.
Большая государственная печать царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Фёдор Микулаев, 1682 г. Серебро. Дм. 13,6 см;
вес 1604 г.

С развитием письменности на Руси роль печатей усложняется. Теперь они скрепляют документ, например, грамоту: иногда просто закрывая, то есть запечатывая, а иногда — утверждая, узаконивая содержание документа, к которому приложены. Прикладной является печать XVII в. из собрания Исторического музея. Служила она для запечатывания наиболее важных грамот и договоров, исходящих от имени двух посаженных на престол в результате Стрелецкого бунта 1682 г. малолетних царей Иоанна (16 лет) и Петра (10 лет) Алексеевичей. Оба приходились сыновьями царя Алексея Михайловича, скончавшегося в 1676 г. Малолетние Иоанн и Пётр взошли на престол после кончины их старшего бездетного брата царя Фёдора Алексеевича и правили при регентстве (до 1689 г.) своей старшей сестры Софьи Алексеевны.

Круг от Большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Василий Кононов, 1683 г. Серебро. Дм. 13,4 см; вес 178 г.
Круг от Большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Василий Кононов, 1683 г. Серебро. Дм. 13,4 см;
вес 178 г.

Большая государственная печать фактически заменяла подписи малолетних царей. Использовалась печать до 1696 г. — года смерти царя Иоанна Алексеевича. Эта печать досталась царям от их старшего брата. В 1676 г. царь Фёдор Алексеевич указал «боярину и дворецкому Богдану Матвеевичу Хитрово да дьяку Андрею Юдину сделать свою Великого государя большую печать с своим Великого государя именованием и титлы, также изображением на печати, какое отца его Государя, блаженные памяти Великого Государя царя и великого князя Алексея Михайловича было».

«Изображение на печати, какое отца его Государя было» хорошо известно, поскольку впервые сделанная новая Большая печать царя Алексея Михайловича утверждается именным указом «О титуле царском и о государственной печати» от декабря 1667 г. Указ содержит описание российского герба (здесь впервые в официальном документе он назван именно гербом):

«Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царского Величества Российского Царствия, на котором три короны изображены, знаменующие три великие, Казанское, Астраханское, Сибирское, славные Царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшего Государя державе и повелению; на правой стороне орла — три града суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла — три града своими писаниями, образуют Восточных и Западных и Северных [стран]; под орлом знак отчича и дедича; на персях [груди] изображение наследника; в пазноктех [когтях] скипетр и яблоко, собою являют милостивейшего Государя, Его  Царского Величества Самодержца и Обладателя».

В центре Большой государственной печати можно увидеть изображение двуглавого орла. Орёл появился на печатях московских правителей с конца XV в. и соответствовал историческому моменту — образованию Русского государства при Великом князе и государе Иване III Васильевиче. При его внуке царе Иване IV Грозном на груди орла впервые расположился всадник, поражающий копьём дракона. Первым царём также была введена традиция изображать вокруг двуглавого орла эмблемы-печати земель, царств и княжеств, входивших в состав Московского государства. Известно, что у царя Ивана Грозного таких эмблем-печатей насчитывалось двадцать четыре.

Что же можно рассмотреть на Большой государственной печати из собрания Исторического музея? Вокруг орла сосредоточены шесть эмблем печатей, по три с каждой из сторон. Над каждой эмблемой-печатью есть буквы. Уменьшение количества эмблем не означает, что земель, царств и княжеств стало меньше –– их изображения приняли символичный характер. С XVII в. написание царского титула стало настолько пространным, что изображение всех входящих в него земель стало невозможным. Так, над двуглавым орлом появляются три короны –– символы трёх первых царств (ханств) Казанского, Астраханского и Сибирского, присоединение которых произошло ещё в XVI в.

В 1654–1667 гг. Московское царство вело войну с Речью Посполитой за Левобережную Украину. Уже в 1656 г. Алексей Михайлович принял титул «всея Великие и Малые и Белые России самодержец», тем самым закрепив свои права на бывшие древнерусские земли, оказавшиеся под властью польско-литовского государства. На печати, если смотреть на неё фронтально, с левой стороны эти слова царского титула закреплены тремя эмблемами с буквами «в», «м», «б», обозначающими «великорусские», «малорусские» и «белорусские» земли. На печати с правой стороны такие же три эмблемы с буквами «в», «з», «с». Эти буквы соответствуют словам царского титула «Восточные и Западные и Северные земли», которые показывают, что власть московского царя распространяется на земли в трёх частях света. Под орлом можно увидеть «знак отчича и дедича» (соответствующий словам титула «отчич и дедич») в виде воинов с оружием в руках, что означает передачу власти от отцов и дедов.

У орла на печати в лапах скипетр и держава («яблоко»). Скипетр, как следует из текста указа, соответствовал слову «самодержец» царского титула, а держава –– слову «обладатель». Эмблема всадника на груди орла соотносилась со словом «наследник» и означала наследование царём власти великих московских князей. Ездец в качестве их родового символа и служил для этого обозначения.

Таким образом, каждый элемент печати трактуется в соответствии с помещённым здесь же по кругу царским титулом «Божиею милостию мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец и многих государств и земель Восточных и Западных и Северных отчич и дедич и наследник и Государь и Обладатель».

Эту надпись и нужно было поправить («заменить легенду», как тогда выражались) при смене правителей в 1682 г. Подтверждение подобного приказа сохранилось в переписке Посольского приказа: «Те новые печати переделаны в серебряной же палате на имя Великих государей и царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича». Изменение титула на Большой государственной печати осуществлялось так, что на месте старого титула вырезался желобок, куда вставлялся круг с новым титулом.

Для хранения государственных печатей не позднее 1613 г. был создан и функционировал до петровских реформ Печатный приказ. Он же ведал приложением государственных печатей ко всем документам, за что взимал пошлины, зафиксированные Соборным Уложением 1649 г.

Вспомогательная историческая дисциплина сфрагистика (от греч. «сфрагис» –– «печать») изучает как сами штемпели (как в собрании Исторического музея) из твёрдых материалов (например, серебра), так и их оттиски обычно из мягких материалов. В Историческом музее печати и их оттиски хранятся в разных отделах. Коллекция печатей хранится в Отделе нумизматики вместе с орденами и монетами. Оттиски печатей находятся в Отделе письменных источников, где содержатся в том числе и царские грамоты.

Большая государственная печать царей Иоанна и Петра Алексеевичей, как и печати их предшественников, оттискивалась на воске красного цвета, который использовался только для государственных печатей, и на шёлковом шнуре прикреплялась к царским грамотам.

Жалованная тарханная грамота царя Алексея Михайловича протопопу Московского Успенского собора Ивану, протодиакону Григорию и всему соборному причту на их вотчины и дворы (с подтверждением царей Иоанна и Петра Алексеевичей от 12 августа 1682 года). 17 мая 1654 г.
Жалованная тарханная грамота царя Алексея Михайловича протопопу Московского Успенского собора Ивану, протодиакону Григорию и всему соборному причту на их вотчины и дворы (с подтверждением царей Иоанна и Петра Алексеевичей от 12 августа 1682 года). 17 мая 1654 г.

В собрании Исторического музея такой оттиск не числится. Это объясняется прежде всего тем, что грамоты с Большой государственной печатью отправлялись в другие страны

«ко всем окрестным и великим государям, к которым пишут… полныя титлы».

Автор — Любовь Борисовна Серяпова, заведующая Отделом образовательных проектов и мероприятий