В экспозиции Исторического музея в Зале «Город и деревня в XVI–XVII вв.» можно увидеть загадочный памятник: две закрытые, богато украшенные росписью и двуглавыми орлами створки. Судя по столь богатому внешнему декору, дверцы часто держали закрытыми. Мы знаем, что сокрытое пробуждает любопытство. Сегодня мы заглянем внутрь закрытых створок.
Около трёхсот лет назад их владелец таким изящным способом скрывал всем известный и любимый предмет обихода — зеркало. Казалось бы, зачем держать закрытым зеркало, если оно часто используется? Для людей прошлого привычные нам вещи порой имели совсем иное значение. Зеркало для наших предков было особым предметом и могло таить в себе опасность. Об этом нам поведает славянский фольклор, уходящий корнями в глубь веков.
Способность зеркала отражать и удваивать действительность наделяет его сверхъестественной силой: с древних времён зеркало считается границей между земным и потусторонним миром, связывается с тёмными силами. Российский этнограф XIX века А. В. Терещенко записал притчу о том, что зеркало создал сам дьявол, а потому стоит относиться к этому предмету с опаской и лишний раз в него не смотреть. Легенда повествует, что некогда один монах усомнился в словах Священного Писания «просите и дастся вам». В попытке проверить истинность утверждения он отправился к одному царю просить руки его дочери. Царевна в свою очередь попросила монаха привезти ей такую вещь, в которой она могла бы видеть саму себя. В поисках подарка монах столкнулся с заключённым в рукомойник дьяволом и тот пообещал за освобождение исполнить любое желание. После спасения нечистый принёс зеркало. Удивлённый монах отнёс его к царю, но от брака отказался и раскаялся в том, что усомнился в истинах Священного Писания.
Подобные легенды отчасти объясняют отношение славян к зеркалам, к тому же на Руси всегда было особое отношение к границам: водоёмам, скрывавшим неизвестное, порогам и, разумеется, зеркалам. С зеркалом связано множество суеверий. Так, в поминальные праздники запрещалось смотреться в зеркало. Во Владимирской губернии, например, остерегались зеркала в понедельник на Страстной неделе. Некоторые верования дошли до наших дней: по сей день соблюдается всем знакомый обычай сразу после кончины в доме завешивать зеркало тканью, иначе смерть настигнет ещё кого-то из домочадцев. Нельзя смотреться в своё отражение ночью — накличешь на себя погибель; опасно смотреться во время грозы, чтобы не увидеть злого духа и чтобы дети не болели.
В экспозиции музея зеркало с закрытыми створками представлено в комплексе предметов, составляющих женскую половину дома. Там же находятся украшения, ларцы, женский головной убор и телогрея. В русской традиционной культуре существовало представление о разделении домашнего пространства на мужское и женское. В избах был «бабий кут» (угол) около печи, который избегал даже хозяин дома, а в боярских палатах женщинам для занятий рукоделием выделяли целый этаж. В женской половине воспитывались дети (мальчики до 6 лет), потому среди памятников комплекса можно увидеть детскую люльку. Именно для женщин и детей зеркало представляло особую опасность: во время родов зеркало выносили из дома или завешивали. Девушки верили, что если много любоваться собой, то состаришься раньше времени и утратишь красоту, даже существует народная мудрость:
«Кто во время обеда смотрит в зеркало, — подурнеет».
Таково одно из объяснений наличия створок у зеркал и их дорогих украшений, служивших гордостью владельца.
Использованная литература:
- Мокшина Г.Н. Суеверия и предрассудки крестьян Воронежской губернии. Воронеж, 2013.
- Славянские древности: этнолингвистич. словарь. Т. 2. М., 2012.
- Толстая С.М. Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М., 1994.