Покровский собор на Красной площади давно уже стал неофициальным символом не только Москвы, но и России. Он был поставлен в 1555–1561 гг. по повелению царя Ивана Грозного и благословению митрополита Макария как обетный храм в память о Казанском взятии (1552 г.). В те времена на Руси памятников в нашем понимании не было: у нас не ставили ни триумфальных арок, ни памятных колонн, еще не появились скульптурные памятники, но по древней традиции в честь важных государственных событий – рождения наследника престола или больших военных побед – на Руси ставили храмы.
После долгой осады, в Покров день – один из самых почитаемых у нас праздников – начался штурм Казани. На следующий день город был взят. Праздник Покрова Богоматери усиливал ощущение сакральности этого события. Военный мемориал, поставленный в честь этой победы, был освящен во имя Покрова Богородицы. Со временем собор стал не только памятником победе, он стал настоящим храмом-памятником в самом широком смысле этого слова. А в 1990 году он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как уникальный памятник архитектуры.
Уникальный – значит такого и похожего на него нет. Чем же он отличается от других памятников? Какие архитектурные типы церквей были до собора? С глубокой древности в христианстве известны разнообразные по композиции храмы: прямоугольные базилики, круглые ротонды, крестово-купольные. Последний тип, заимствованный из Византии, получил широкое распространение на Руси. С XVI в. у нас начинают возводить каменные столпообразные церкви, перекрытые высоким шатром.
Покровский собор на Красной площади давно уже стал неофициальным символом не только Москвы, но и России. Он был поставлен в 1555–1561 гг. по повелению царя Ивана Грозного и благословению митрополита Макария как обетный храм в память о Казанском взятии (1552 г.). В те времена на Руси памятников в нашем понимании не было: у нас не ставили ни триумфальных арок, ни памятных колонн, еще не появились скульптурные памятники, но по древней традиции в честь важных государственных событий – рождения наследника престола или больших военных побед – на Руси ставили храмы.
После долгой осады, в Покров день – один из самых почитаемых у нас праздников – начался штурм Казани. На следующий день город был взят. Праздник Покрова Богоматери усиливал ощущение сакральности этого события. Военный мемориал, поставленный в честь этой победы, был освящен во имя Покрова Богородицы. Со временем собор стал не только памятником победе, он стал настоящим храмом-памятником в самом широком смысле этого слова. А в 1990 году он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как уникальный памятник архитектуры.
Уникальный – значит такого и похожего на него нет. Чем же он отличается от других памятников? Какие архитектурные типы церквей были до собора? С глубокой древности в христианстве известны разнообразные по композиции храмы: прямоугольные базилики, круглые ротонды, крестово-купольные. Последний тип, заимствованный из Византии, получил широкое распространение на Руси. С XVI в. у нас начинают возводить каменные столпообразные церкви, перекрытые высоким шатром.
Что же особенного в архитектуре Покровского собора? Когда осматриваешь собор с улицы, то сразу понять его устройство невозможно. В первый момент строение кажется ассиметричным, но очень красивым и пропорциональным, устремленным ввысь. У него множество разноцветных глав, но совершенно непонятно, один ли это объем или несколько, и только когда попадаешь внутрь, понимаешь, что каждая глава венчает отдельную церковь.
Покровский собор состоит из девяти самостоятельных столпообразных церквей, стоящих на едином основании – подклете. В древности он был опоясан красивой открытой аркадой, сохранившейся частично с северной, западной и южной сторон. В плане подклет почти повторяет второй ярус, и стены его очень мощные: ширина их в некоторых местах достигает трех метров. Его предназначение – «держать» тяжелые кирпичные церкви.
Второй ярус представляет собой строгую симметричную композицию из девяти столпообразных церквей. В центре располагается самый высокий храм. Высотность ему придает восьмигранное пирамидальное завершение – шатер. Вокруг него стоит восемь чередующихся – четыре больших и четыре малых – храмов. Большие церкви ориентированы по сторонам света: храм, увенчанный бело-голубой главой, «смотрит» на Красную площадь, на север; красно-белой – на Москву-реку, на юг; желто-зеленой – на восток, на Средние торговые ряды; и красно-зеленой – на Кремль, на запад. Между ними – меньшие по размеру церкви, ориентированные по промежуточным сторонам света.
Собор поставлен в честь взятия Казани, но и сам по себе он представляет собой летопись Казанского похода. В настоящее время точно можно говорить о пяти церквах собора, которые отмечают самые важные события этой военной кампании. Первая крупная победа была одержана русским войском в день памяти святого Александра Свирского, который по старому стилю приходился на 30 августа (12 сентября), и малую юго-восточную церковь освятили во имя этого святого. В этот же день отмечается день памяти Трех патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла Нового, которым посвятили северо-восточную церковь. Северо-западная церковь отмечает память святого Григория Армянского, в день памяти которого, 30 сентября (13 октября), был осуществлен подрыв Арской башни Казанской крепости, что облегчило захват города. Северная церковь освящена во имя святых Киприана и Иустины, день памяти которых пришелся на день взятия Казани 2 (15) октября. В благодарность за помощь и заступничество Богоматери, ее «Покрову» в одолении врага, центральная церковь и весь собор освящены во имя Покрова Богоматери, который отмечается 1 (14 октября).
Если посмотреть на собор сверху, то в плане шатер центральной церкви представляет собой восьмиконечную звезду. Эту же звезду можно увидеть на плане второго яруса собора – она составлена из церквей, опоясывающих центральную церковь. Восьмиконечная звезда в иконописи – это один из символов Богоматери, и Покровский собор не случайно часто называют Богородичной иконой в камне.
Пояс окон – это внешняя обходная галерея, которая находится на втором ярусе и снаружи объединяет все церкви. Сначала галерея была, как и задумывалось, открытой, и являлась гульбищем. По нему в большие праздники вокруг всех церквей можно было обойти собор крестным входом, не спускаясь на землю. Из-за нашего сурового климата в конце XVII века гульбище перекрыли, и крестные ходы по нему стали невозможны. Чтобы арки, опирающиеся на наружный парапет, могли держать кирпичные своды, внешнюю стену пришлось значительно укрепить и расширить, и галерея стала слишком узкой для хождения.
Эта галерея хорошо видна на плане собора. Она как бы «собирает» все церкви, объединяет их в единый ансамбль. На нем же видно, что внутри собора все церкви стоят отдельно одна от другой, но соединены многочисленными внутренними проходами. Сначала они могут показаться хаотичными, но, наряду с кругом внешней галереи, можно заметить широкое кольцо вокруг центральной церкви. Это внутренняя обходная галерея, которая объединяет центральную церковь с остальными. У каждой из них свое посвящение. В древности расписание богослужений в них могло различаться, и вокруг каждой церкви собора можно было обойти отдельным крестным ходом.
Итак, первоначально собор представлял собой единый ансамбль, в основе которого лежала центрическая композиция из девяти самостоятельных, отдельно стоящих вокруг центральной шатровой церкви храмов. Они были объединены единым основанием – подклетом, внутренней и внешней обходными галереями. До собора план подобного центрического храма был известен лишь из чертежей итальянских зодчих, но ничего подобного ни в Западной Европе, ни где-либо еще построено не было. Но именно эта композиция многопрестольного храма лучше всего подошла царю Ивану Грозному и митрополиту Макарию для воплощения в архитектуре многочисленных смыслов, заложенных в программные посвящения собора: это и обетный храм в память об освященной Богоматерью победы русского воинства над Казанью, и Богородичный храм, и летопись Казанского похода, и Троицкий храм, и образ Небесного града Иерусалима.