И в Историческом музее есть свои Сиамские близнецы

Во многих музеях мира, посвященных истории развития науки или собранию курьезов, представлены Сиамские близнецы. Предметы с таким же названием находятся и в коллекции Исторического музея. Однако это — не известная биологическая аномалия, а разновидность дивана, получившая название в честь этого природного «курьеза». Его корпус сформирован благодаря объединению боковыми сторонами двух мягких  кресел, ориентированных в одном направлении. Часто место их слияния оформлено в виде столика, иногда, способного к трансформации, т.е. увеличению или уменьшению размера столешницы.

Диван мягкий. 1870-е-1880-е годы
Диван мягкий. 1870-е-1880-е годы

Диван «сиамские близнецы» появился в  середине XIX в. —  в период второго рококо, прославившегося новшествами не только интерпретации уже известных приемов декорировки, но и в формообразовании мебели. Особенно явно это проявилось в создании комфортабельной мягкой мебели, предназначенной для удобного отдыха, а также приема гостей в уютной обстановке. Следует отметить что, в ее проектировании наряду с трансляцией изысканных форм, разработанных еще в период правления французского императора Людовика XV, безусловно, учитывались и принципы эргономики. Пожалуй, впервые в истории развития мебельного искусства этому вопросу было уделено значительное внимание, т.к. постепенно наработанный в этой сфере человеческий опыт переходил в стадию востребованности со стороны покупателя и возможности реализации — со стороны изготовителя. Безусловно, лидерами мебельного производства этого периода в России были знаменитые петербургские мебельные фирмы Гамбсов и Туров. Они имели мощные для того времени производства, насчитывавшие несколько сотен высокопрофессиональных сотрудников. Некоторые из них, получив достаточный опыт, открывали собственные мастерские и занимались изготовление продукции едва отличимой от именитых брендов.

Определить конкретного изготовителя дивана, представленного в качестве иллюстрации к статье, пока не удалось. Сегодня известно лишь то, что это — образец русской работы середины XIX в. Судя по высокому качеству изготовления он относится к образцам столичной работы.  Отдельным достоинством артефакта является сохранившаяся, хотя и не лишенная утрат, подлинная шелковая обивка, что для мебели представляет значительную редкость. Бытовой износ ткани, традиция ее обновления при переходе в другие руки или изменении моды приводят к тому, что аутентичные материалы сохраняются на считанных предметах. Знание о первоначальном облике необычайно ценно для исследователей, т.к. является источником информации по целому ряду направлений изучения не только мебели, но и культуры в целом.