Пионерский галстук – неотъемлемый атрибут советского пионера, символ принадлежности к пионерской организации, частица священного Красного знамени. Хорошо известно, что галстук завязывали особым узлом и носили на шее наподобие косынки двумя концами вперёд. Нужно было сделать два раза простой узел так, чтобы правый конец галстука заводился сверху левого. Однако мало кто знает, что галстук не всегда завязывался. Далее речь пойдёт о специальном зажиме для пионерского галстука.
До сих пор неясно, почему на замену только-только появившимся пионерским значкам во второй половине 1920-х гг. пришли именно зажимы. Так или иначе, впервые зажимы для пионерского галстука были утверждены в 1927 г. Комиссией при ЦИК СССР по увековечиванию памяти В. И. Ленина. В Историческом музее хранятся зажимы того времени.
На знаке зажима имеется портрет маленького Володи Ульянова; слева — изображение пионера, держащего знамя с надписью «Будь готов!» в верхней части. По-видимому, именно такой вариант был относительной редкостью: более расхожим являлся вид зажима, где имелось изображение уже взрослого Ленина, выступающего с трибуны. При этом способ изготовления и эмалировка свидетельствуют о промышленном, а не кустарном изготовлении этих вариантов.
В собрании Исторического музея есть ещё один вариант зажима 1920-х гг.: с профилем Ленина в кепке, обрамлённым колосьями и двумя изображениями серпа и молота, и надписью в нижней части «Помни заветы Ильича». Аналогов такому зажиму на данный момент не встречалось.
В начале 1930-х гг. на годы вперёд появляется единый вариант пионерского зажима.
Данные зажимы делались из плакированной стали. В производстве использовалась и цветная горячая эмаль. На лицевой стороне такого зажима изображены пионерский костёр, серп и молот и девиз советских пионеров — «Всегда готов!». Языки пламени означают единство пионеров, комсомольцев и коммунистов; пять поленьев символизируют континенты, где должен разгореться огонь мировой революции; серп и молот — преданность пионеров делу рабочих и крестьян.
При открытии фиксатора зажима пальцем концы галстука вдевались в проём, далее зажим подтягивали ближе к шее и на нужном уровне закрывали фиксатор, закрепляя таким образом концы галстука. В итоге мы имеем дело с визуально красивым и глубоко осмысленным предметом, хорошо смотрящимся на фотографиях тех времён.
Но во второй половине 1930-х гг. произошло, на первый взгляд, невероятное: пионеры стали отказываться носить зажимы. Связано это было с тем, что в условиях всеобщей борьбы с «врагами народа» стали обращать внимание на различные детали во внешнем виде зажима. Так, замечали, что серп и молот на значке не только перевёрнуты вверх ногами, но и как будто брошены в костёр. Более того, в поленьях кострища даже умудрялись разглядеть нацистскую свастику. При повороте зажима на 90° в пламени костра некоторые видели букву «З», которая могла означать фамилию Григория Зиновьева; на 180° – букву «Т», символизировавшую Льва Троцкого. Позднее массовая истерия сошла на нет, но изображение серпа и молота с зажима убрали. Однако даже в таком виде зажим долго не протянул.
С началом Великой Отечественной войны весь металл в промышленных масштабах уходил на нужды фронта, и в 1942 г. выпуск зажимов официально прекратился. После введения нового пионерского значка в 1944 г. кое-где ещё возникали «региональные» варианты зажимов, но в целом значок снова получил, наравне с галстуком, статус главного пионерского атрибута, оставив зажиму роль весьма самобытного исторического памятника советской эпохи.