По усам текло, а в рот не попало — Блог Исторического музея

По усам текло, а в рот не попало

В залах Исторического музея, посвящённых истории Московского царства XVI–XVII веков, представлена коллекция старинных питейных сосудов. Здесь можно увидеть братины и чары, стопы и пивные кружки, кубки. Наибольший интерес представляют ковши. Перечисленные типы питейной посуды встречаются у многих народов, однако ковш присутствует только в русской бытовой культуре.

Главное отличие традиционного русского ковша заключается в его форме. Остальные типы сосудов имеют ярко выраженный геометрический характер. Форма ковша совершенно иная – продолговатое обтекаемое тулово, одна из ручек воспроизводит головку птицы с плоским широким клювом, другая изображает хвостик. Ковш сделан в виде водоплавающей птицы, точнее утки. Чем вызвана такая форма питейного сосуда, где, когда, у какого народа появилась? Какой смысл скрывается в этой форме?

Ковш-утица. 1920-1930-е годы
Ковш-утица. 1920-1930-е годы.

Чтобы ответить на эти вопросы, придётся обратиться к памятникам глубокой древности и окунуться в эпоху каменного века. На Южном Урале в Горбуновском торфянике учёные обнаружили остатки древнего святилища возрастом более четырёх тысяч лет. Торф служит хорошим консервантом органических веществ, поэтому на месте святилища сохранилось великое множество деревянных предметов. Среди них особое внимание привлекли три ритуальных сосуда, которые предназначались для кормления божества кровью жертвенных животных. Один сосуд представлял собой чашу, другой сделан в виде фигуры лося. Третий же сильно напоминал традиционный русский ковш, чем вызвал удивление у археологов. Если русский ковш сделан в форме уточки, то этот маленький ковшик представлял собой фигурку этой птицы, в спинке которой была сделана выемка. Уточка, словно живая, легко плывёт по воде. Истинное произведение первобытного искусства.

Почему именно уточка? Святилище принадлежало охотникам и рыболовам лесной полосы нашей страны. Часто они селились по берегам рек и мелководных озёр, которые были богаты не только рыбой. В прибрежных зарослях обитало множество водоплавающей птицы, особенно уток. Охота на них была основным источником пропитания. Именно поэтому утку почитали и считали её священной птицей. У потомков древних охотников каменного века, современных обитателей лесной полосы сохранилось много древних преданий об утке, которая сотворила мир и человека. Сосуды в виде священных животных и птиц имели ритуальное назначение и встречаются только на местах святилищ.

Ковш. рубеж I-II тыс. н.э.
Ковш. рубеж I-II тыс. н.э.

Более тысячи лет назад в лесной полосе появились славяне. Началось активное культурное взаимодействие с местным населением. Славяне активно впитывали в себя новые образы, обогащали свой быт новыми предметами. Перенимали не механически, а переосмысливая и перерабатывая культурные заимствования.

Ковш. X-XV вв.
Ковш. X-XV вв.

Так, утица стала осмысливаться как хранительница семейного счастья и супружеской любви. Хотя ковш в виде утицы потерял ритуальное назначение и превратился в сосуд для питья, форма его осталась неизменной. Ковш приобрёл качество оберега – уточка защищала напиток в ковше, мешала злым духам проникнуть в человека и погубить его. Вот почему ковш в виде уточки надолго закрепился в народной традиционной культуре, даже когда глубинный смысл ковша со временем был забыт.

Отношение к ковшу как к оберегу в народной среде отразилось в том, что его ручку стала украшать голова коня. Особое почитание коня на Руси неслучайно. Это боевое, ездовое, тягловое животное испокон веков почиталось как символ солнечного божества. Конь – защитник от всякого зла. Вспомним подкову, которую прибивали на счастье к дверной притолоке. Поэтому не удивляйтесь, когда увидите ковш в виде уточки с головой коня – этим ковш обеспечивал человеку двойную защиту.

Во времена Московского царства в культуре элитного сословия происходит переосмысление ковша. Для примера исследуем ковш XVI века из казны богатого соликамского купца Максима Яковлевича Строганова.

Ковш Максима Яковлева сына Строганова. Конец XVI в.
Ковш Максима Яковлева сына Строганова. Конец XVI в.

Об этом свидетельствует так называемая «владельческая надпись», идущая по краю ковша. Казна – накопленные богатства, выраженные в золотых монетах, дорогих мехах и тканях, драгоценных камнях и посуде, изготовленной из золота и серебра. Объём казны и качество её составляющих предметов свидетельствовали не только о богатстве владельца казны, но и о его социальном статусе, политическом или общественном влиянии. Испокон веков основу казны составляла золотая и серебряная посуда, в частности питейные сосуды. Неслучайно во время званых пиров такую посуду хозяева выставляли на обозрение гостям, демонстрируя свою социальную значимость. Так, изготовленный из драгоценного металла ковш становится престижным и статусными предметом.

Теперь обратим внимание на форму нашего ковша. Он не похож на плывущую по воде утицу и напоминает, скорее, ладью – широкое дно, низкие борта, высоко поднятые корма и нос. Именно так выглядели ладьи-струги, плоскодонные, быстроходные гребные суда, плавающие в то время по русским рекам. Широкая корма переходит в упрощённую ручку для удобного захвата, а нос, как и полагается, сходит на клин, завершающийся небольшим шариком. Формы ковша просты, силуэт чётко очерчен. Ладья стремительно и величественно несётся по волнам, возвещая счастье и удачу владельцу. Так, в культуре высшего класса общества постепенно утрачивается сакральный смысл ковша, на первый план выступает его светская значимость.

Трудно сказать, насколько удобно пить из сосуда с низкими бортиками, удерживая его за одну ручку. Возможно, что ладьевидные ковши не использовались в качестве питейных сосудов, уступая место появившимся в быту знати стопам и чарам. Зато они приобретают новую важную функцию.

Вот ещё один серебряный золочёный ковш ладьевидной формы.

Ковш. 1703 г.
Ковш. 1703 г.

Он имеет важную особенность – на его дне имеется рельефное изображение двуглавого орла, символа верховной власти в Московском царстве. Подобный ковш является жалованным или наградным. По краю ковша обязательно идёт надпись, повествующая, кто и за какие заслуги был пожалован этим ковшом. В Московском царстве не было орденской системы. Пожалования или награждения осуществлялись землёй, золотыми монетами, шубой с царского плеча и, конечно, посудой, сделанной из золота или серебра. Насколько роль ковша как награды была велика, свидетельствует следующий факт. При утрате наградного ковша во время пожара или другого стихийного бедствия человек имел право, испросив на то разрешение царя, на свои средства восстановить ковш.

Наградной ковш мог получить представитель любого сословия (за исключением владельческих или крепостных крестьян) от воеводы, победившем в бою, до мастера, украсившего царский дворец росписью.

В XVIII веке, когда Петр I ввёл для дворян орденскую систему наград, ковш оставался наградой для представителей недворянских сословий, в частности купечества. Награда ковшом также распространялась на иррегулярные войска. Во второй половине XIX века в связи с возросшим интересом к отечественной истории наблюдалась попытка возрождения древней наградной традиции, когда серебряный ларец или ковш являлись полковой наградой.

При чём тут концовка русских сказок: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»? Эта присказка имеет непосредственное отношение к ковшу. В XVII веке появились небольшие ковшики с симметричными уплощёнными ручками. Некоторые учёные считают, что такие ковшики следовало держать, подведя обе ладони под ручки, а не хватая их руками сверху. Такая манера удерживания ковша требовала особого навыка и неторопливости в движениях, а иначе потечёт по усам, а в рот не попадёт. А Вы как думаете, так ли это?