В отделе письменных источников ГИМ хранится небольшая, но очень интересная коллекция нотных изданий первой трети XIX в., поступившая в 1927 г. из собрания бывшего Музея 1812 года. Бóльшая часть этих произведений, что и неудивительно, посвящена событиям Отечественной войны 1812 г. и заграничным походам, и относится к жанру – некогда очень популярному, а теперь почти забытому – к жанру батальной музыки.
Батальные пьесы как отклики на славные победы сочинялись ещё в XVII веке, но во второй половине XVIII – начале XIX в., когда практически непрерывные войны сотрясали всю Европу, приобрели особую популярность. Композиторы, так же, как и поэты, и художники, в стремлении соответствовать актуальной повестке дня пытались запечатлеть в музыке битвы и сражения, от которых зависели судьбы народов. Возник целый тип программных пьес – “battaglia” – в которых исключительно музыкальными средствами последовательно воспроизводилась картина битвы. Отечественная война 1812 года не стала исключением. Победы, поражения, смерть героев — всё становилось темой не только грандиозных «баталий», но и более скромных сочинений – маршей, хоров, песен, полонезов и т.д. Сочиняли все – и музыканты-профессионалы, и любители, среди которых И. Козловский, Д. Бортнянский, А. Дерфельд, Ф. Антонолини, Д. Штейбельт, Д. Фильд и его ученик Н. Волков, Д. Кашин, И. Гельд, Кизеветтер и многие другие.
Так, князь Павел Иванович Долгорукий за время наполеоновских войн сочинил более 200 произведений, самым известным из которых является «Марш на смерть генерал-майора Кульнева, павшего со Славою за Отечество в сражении против Французов 20го июля 1812го года».
Другое сочинение плодовитого князя Долгорукова посвящено Бородинскому сражению и, в частности, ранению генерала П.И. Багратиона: «Марш на смерть генерала от Инфантерии князя Петра Ивановича Багратиона». Вообще, появление в печати маршевой музыки с 1807 г. было далеко не случайным. Оно совпадало с антинаполеоновскими настроениями русского дворянства, оскорбленного в своих патриотических чувствах заключением Тильзитского мира.
В честь другого генерала, П.Х. Витгенштейна, в 1813 г. замечательным русским композитором Даниилом Никитичем Кашиным была написана «Военная песнь в честь генерала графу Витгенштейну, посвященная храбрым воинам его Данилом Кашиным».
Автор этого произведения – бывший крепостной, учился у Джузеппе Сарти, преподавал в Московском университете, издавал музыкальный журнал «Отечественная муза», открыл в Москве музыкальные классы, сочинял оперы, романсы. Кашин собирал и обрабатывал русские народные песни, сам написал несколько патриотических песен, из которых лишь немногие дошли до нас. Впервые «Военная песнь в честь генерала графу Витгенштейну» была исполнена на концерте в Санкт-Петербурге в марте 1813 г. знаменитым басом Петром Васильевичем Зловым.
Хочется отметить работы немецкого пианиста, композитора и педагога, с 1808 г. жившего в России Даниэля Готлиба Штейбельта. Ему принадлежит фантазия для фортепиано «Изображение объятой пламенем Москвы».
Впервые это произведение прозвучало 26 марта 1813 г. В предисловии к пьесе автор пояснял, что
«сочинитель сего посвящает лиру свою к воспеванию объятого пламенем величайшего города в мире. Он не стремится изобразить картину пожара, но желает представить воображению ужас жителей, всенародное смущение, отчаяние матерей, с младенцами на руках, убегающих из пылающих домов своих».
Представляет особый интерес сочинение «На погребение генерал-фельдмаршала князя Михаила Ларiоновича Голенищева Кутузова Смоленского июня 13 дня 1813 года», считавшееся долгие годы утраченным. Его автор И. Лакост был младшим учителем музыки в Императорском институте работающих слепых, открытом в Санкт-Петербурге на Васильевском острове в 1807 г. Музыку в институте преподавал сначала французский эмигрант Луэ, затем на его место был поставлен ослепший в раннем детстве музыкант и композитор Алексей Дмитриевич Жилин. На нотном произведении Лакоста из собрания ГИМ сохранилась дарственная надпись автора:
«Дано своему другу А. Жилину И:Лакостом Июля 18-го 1813-го года».
Последовательное развитие военных действий, от Лейпцигского сражения до взятия Парижа и возвращения русских войск на родину, нашло отражение и в нотных произведениях, центральное место которых занимали опять-таки марши. Примечательны ноты неизвестного композитора, посвященные Лейпцигскому сражению — ещё один пример пьесы-баталии.
Обложку для этих нот исполнил немецкий гравер пунктиром и резцом на меди Фридрих Дюрфельд, перерисовывавший русские типажи, сцены из народной жизни, составившие целый альбом, выпущенный в 1810 г.
Марш на вхождение русских войск во Франкфурт-на-Майне, сочиненный немецким композитором Вильгельмом Ауманом для фортепиано с посвящением Александру I, принадлежит к жанру триумфальных маршей.
Он был исполнен впервые в Санкт-Петербурге 15 ноября 1813 г. на концерте Филармонического общества в пользу инвалидов.
Самым известным иностранным композитором, жившим и работавшим в России в первой четверти XIX в., был, пожалуй, Джон Филд. Современники писали о его большом таланте и большой лени, несмотря на которую тот
«еще не упадал ни в игре, ни в сочинениях своих».
Филд тоже отдал дань событиям войны 1812 года. Среди его «военных» произведений стоит упомянуть вариации на тему известной французской песни «Bon roi Henri IV», петой в честь императора Александра I в театре Гранд-Опера в Париже в 1814 г. и позже в Петербурге.
Эта мелодия была чрезвычайно популярна как во Франции (неофициальный гимн роялистов), так и в России, куда ее привезли возвращавшиеся на родину войска. Вот как писал Константин Яковлевич Булгаков брату Александру из Парижа 21 марта 1814 г.:
«Император был вчера в Опере, давали «Весталку». После 2-го акта публика потребовала песенку Анри IV<…>.Я думал, что зала обрушится от силы аплодисментов и криков<…>. И все, кто был вокруг нас, принялись кричать: «Да здравствует наш спаситель!».
Члены Особого комитета по созданию в Москве музея 1812 года собирали не только произведения, созданные современниками войны 1812 года, но и юбилейные издания, выходившие в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске и др. городах.
В целом же, нотное собрание произведений первой четверти XIX века из Государственного исторического музея представляет большой интерес для исследователей, часть из них является сегодня большой редкостью.
Авторы — Букреева Е.М., Мирошникова Е.В.