Нотные издания первой трети XIX века — Блог Исторического музея

Нотные издания первой трети XIX века

В отделе письменных источников ГИМ хранится небольшая, но очень интересная коллекция нотных изданий первой трети XIX в., поступившая в 1927 г. из собрания бывшего Музея 1812 года. Бóльшая часть этих произведений, что и неудивительно, посвящена событиям Отечественной войны 1812 г. и заграничным походам, и относится к жанру – некогда очень популярному, а теперь почти забытому – к жанру батальной музыки.

Батальные пьесы как отклики на славные победы сочинялись ещё в XVII веке, но во второй половине XVIII – начале XIX в., когда практически непрерывные войны сотрясали всю Европу, приобрели особую популярность. Композиторы, так же, как и поэты, и художники, в стремлении соответствовать актуальной повестке дня пытались запечатлеть в музыке битвы и сражения, от которых зависели судьбы народов. Возник целый тип программных пьес – “battaglia” – в которых исключительно музыкальными средствами последовательно воспроизводилась картина битвы. Отечественная война 1812 года не стала исключением. Победы, поражения, смерть героев — всё становилось темой не только грандиозных «баталий», но и более скромных сочинений – маршей, хоров, песен, полонезов и т.д. Сочиняли все – и музыканты-профессионалы, и любители, среди которых И. Козловский, Д. Бортнянский, А. Дерфельд, Ф. Антонолини, Д. Штейбельт, Д. Фильд и его ученик Н. Волков, Д. Кашин, И. Гельд, Кизеветтер и многие другие.

Так, князь Павел Иванович Долгорукий за время наполеоновских войн сочинил более 200 произведений, самым известным из которых является «Марш на смерть генерал-майора Кульнева, павшего со Славою за Отечество в сражении против Французов 20го июля 1812го года».

Другое сочинение плодовитого князя Долгорукова посвящено Бородинскому сражению и, в частности, ранению генерала П.И. Багратиона: «Марш на смерть генерала от Инфантерии князя Петра Ивановича Багратиона». Вообще, появление в печати маршевой музыки с 1807 г. было далеко не случайным. Оно совпадало с антинаполеоновскими настроениями русского дворянства, оскорбленного в своих патриотических чувствах заключением Тильзитского мира.

В честь другого генерала, П.Х. Витгенштейна, в 1813 г. замечательным русским композитором Даниилом Никитичем Кашиным была написана «Военная песнь в честь генерала графу Витгенштейну, посвященная храбрым воинам его Данилом Кашиным».

Д. Кашин. Военная песнь в честь генерала графу Витгенштейну, посвященная храбрым воинам его Данилом Кашиным, [1813]. Дар З.Н. Фирлей- Канарской
Д. Кашин. Военная песнь в честь генерала графу Витгенштейну, посвященная храбрым воинам его Данилом Кашиным, [1813]. Дар З.Н. Фирлей- Канарской
Автор этого произведения – бывший крепостной, учился у Джузеппе Сарти, преподавал в Московском университете, издавал музыкальный журнал «Отечественная муза», открыл в Москве музыкальные классы, сочинял оперы, романсы. Кашин собирал и обрабатывал русские народные песни, сам написал несколько патриотических песен, из которых лишь немногие дошли до нас. Впервые «Военная песнь в честь генерала графу Витгенштейну» была исполнена на концерте в Санкт-Петербурге в марте 1813 г. знаменитым басом Петром Васильевичем Зловым.

 Хочется отметить работы немецкого пианиста, композитора и педагога, с 1808 г. жившего в России Даниэля Готлиба Штейбельта. Ему принадлежит фантазия для фортепиано «Изображение объятой пламенем Москвы».

Д. Штейбельт. Изображение объятой пламенем Москвы. Фантазия для фортепиано. Сочинение, посвященное Россиянам Двора Его Императорского Величества Капелмейстером Штейбелтом, [1813]. Дар А. М. Ракуса-Сущевской.
Д. Штейбельт. Изображение объятой пламенем Москвы. Фантазия для фортепиано. Сочинение, посвященное Россиянам Двора Его Императорского Величества Капелмейстером Штейбелтом, [1813]. Дар А. М. Ракуса-Сущевской
Впервые это произведение прозвучало 26 марта 1813 г. В предисловии к пьесе автор пояснял, что

«сочинитель сего посвящает лиру свою к воспеванию объятого пламенем величайшего города в мире. Он не стремится изобразить картину пожара, но желает представить воображению ужас жителей, всенародное смущение, отчаяние матерей, с младенцами на руках, убегающих из пылающих домов своих».

Представляет особый интерес сочинение «На погребение генерал-фельдмаршала князя Михаила Ларiоновича Голенищева Кутузова Смоленского июня 13 дня 1813 года», считавшееся долгие годы утраченным. Его автор И. Лакост был младшим учителем музыки в Императорском институте работающих слепых, открытом в Санкт-Петербурге на Васильевском острове в 1807 г. Музыку в институте преподавал сначала французский эмигрант Луэ, затем на его место был поставлен ослепший в раннем детстве музыкант и композитор Алексей Дмитриевич Жилин. На нотном произведении Лакоста из собрания ГИМ сохранилась дарственная надпись автора:

«Дано своему другу А. Жилину И:Лакостом Июля 18-го 1813-го года».

И. Лакост. На погребение генерал-фельдмаршала князя Михаила Ларiоновича Голенищева Кутузова Смоленского июня 13 дня 1813 года, [1814]. Дар К.Ю. Зографа
И. Лакост. На погребение генерал-фельдмаршала князя Михаила Ларiоновича Голенищева Кутузова Смоленского июня 13 дня 1813 года, [1814]. Дар К.Ю. Зографа

Последовательное развитие военных действий, от Лейпцигского сражения до взятия Парижа и возвращения русских войск на родину, нашло отражение и в нотных произведениях, центральное место которых занимали опять-таки марши. Примечательны ноты неизвестного композитора, посвященные Лейпцигскому сражению — ещё один пример пьесы-баталии.

Неизвестный автор. Лейпцигское сражение. Гравюра на меди Фридриха Дюрфельда, [1815 ]. Дар К.Ю. Зографа
Неизвестный автор. Лейпцигское сражение. Гравюра на меди Фридриха Дюрфельда, [1815 ]. Дар К.Ю. Зографа
Обложку для этих нот исполнил немецкий гравер пунктиром и резцом на меди Фридрих Дюрфельд, перерисовывавший русские типажи, сцены из народной жизни, составившие целый альбом, выпущенный в 1810 г.

Марш на вхождение русских войск во Франкфурт-на-Майне, сочиненный немецким композитором Вильгельмом Ауманом для фортепиано с посвящением Александру I, принадлежит к жанру триумфальных маршей.

В. Ауман. Триумфальный марш на вход Александра I во Франкфурт-на-Майне, [1813]. Дар графа Б.Б. Шереметева
В. Ауман. Триумфальный марш на вход Александра I во Франкфурт-на-Майне, [1813]. Дар графа Б.Б. Шереметева
Он был исполнен впервые в Санкт-Петербурге 15 ноября 1813 г. на концерте Филармонического общества в пользу инвалидов.

Самым известным иностранным композитором, жившим и работавшим в России в первой четверти XIX в., был, пожалуй, Джон Филд. Современники писали о его большом таланте и большой лени, несмотря на которую тот

«еще не упадал ни в игре, ни в сочинениях своих».

Филд тоже отдал дань событиям войны 1812 года. Среди его «военных» произведений стоит упомянуть вариации на тему известной французской песни «Bon roi Henri IV», петой в честь императора Александра I в театре Гранд-Опера в Париже в 1814 г. и позже в Петербурге.

Д. Филд. Песня короля Анри IV, [1814]. Дар графа Б.Б. Шереметева
Д. Филд. Песня короля Анри IV, [1814]. Дар графа Б.Б. Шереметева
Эта мелодия была чрезвычайно популярна как во Франции (неофициальный гимн роялистов), так и в России, куда ее привезли возвращавшиеся на родину войска. Вот как писал Константин Яковлевич Булгаков брату Александру из Парижа 21 марта 1814 г.:

«Император был вчера в Опере, давали «Весталку». После 2-го акта публика потребовала песенку Анри IV<…>.Я думал, что зала обрушится от силы аплодисментов и криков<…>. И все, кто был вокруг нас, принялись кричать: «Да здравствует наш спаситель!».

Члены Особого комитета по созданию в Москве музея 1812 года собирали не только произведения, созданные современниками войны 1812 года, но и юбилейные издания, выходившие в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске и др. городах.

А.Ф. Кулеш. Сон Наполеона. Вальс, 1912 г. Дар автора
А.Ф. Кулеш. Сон Наполеона. Вальс, 1912 г. Дар автора
В. Гринеберг. Торжественный марш в память столетия Отечественной войны, 1912 г. Дар автора
В. Гринеберг. Торжественный марш в память столетия Отечественной войны, 1912 г. Дар автора

В целом же, нотное собрание произведений первой четверти XIX века из Государственного исторического музея представляет большой интерес для исследователей, часть из них является сегодня большой редкостью.

Авторы — Букреева Е.М., Мирошникова Е.В.