Пелена Марии Тверской

Среди различных видов искусства Средневековой Руси важное место занимало «лицевое» шитье – изображение святых, евангельских сюжетов, выполнявшееся разноцветными шелками, золотными и серебряными нитями.

«Спас на убрусе с предстоящими» Москва. 1389 г. Тафта, камка, разноцветные шелковые, золотные и серебряные пряденые нити; ткачество, вышивка «на проем» швом «в раскол» и «в прикреп»
«Спас на убрусе с предстоящими». Москва. 1389 г.
Тафта, камка, разноцветные шелковые, золотные и серебряные пряденые нити; ткачество, вышивка «на проем» швом «в раскол» и «в прикреп»

Произведения этого вида шитья, имевшие много общего с иконописью, были важной составной частью интерьера православного храма: воздухи и покровцы для священных сосудов, плащаницы и хоругви для праздничных церемоний, шитые иконы и пелены для их украшения, части облачений священников и даже иконостасы, использовавшиеся во время военных походов. Их тщательно хранили в ризницах монастырей и в богатых домах, передавали из поколения в поколение.

В создании шитых предметов принимали участие самые разные мастера. Рисунок для вышивки обычно делал иконописец-знаменщик, нанося образец сначала на бумагу, а с бумаги переводя на ткань, надписи – словописец, узоры изображали травщики. Нанесенный на ткань рисунок мастерицы обметывали белым нитками, а затем вышивали. Лица и обнаженные части тела вышивали шелком телесного или серого тона атласным швом, это когда стежки плотно прилегают друг к другу, или швом в раскол, когда игла протыкается в середину предыдущих стежков, как бы расщепляя их. Одежду, пейзаж, архитектуру – или разноцветным шелком, или серебряными и золотными нитями в прикреп. Золотную нить накладывали сверху на ткань параллельными рядами и пришивали цветным шелком. На многих произведениях имеются вкладные летописи (надписи), дающие нам возможность узнать, из какой мастерской – княжеской, боярской или монастырской – оно вышло.

«Спас на убрусе с предстоящими» Москва. 1389 г.
«Спас на убрусе с предстоящими». Москва. 1389 г.
Фрагмент

В 1905 году в составе собрания знаменитого коллекционера Петра Ивановича Щукина в Исторический музей поступил самый ранний из дошедших до нас датированных памятников московского шитья – подвесная пелена (воздух) «Спас на убрусе с предстоящими» – выдающееся произведение русского искусства конца XIV века.

Вкладчица пелены – великая княгиня Мария Тверская (в иночестве Фотиния, ум. 1399) – дочь убитого в Орде тверского князя Александра Михайловича и вдова московского князя Симеона Ивановича Гордого (1317–1353 гг.). Об этом свидетельствует надпись на пелене:

«В ЛЕ(Т)О 6897 Е [1389] НА ШИТЪ БЫ(С) С[ИÍ]В[О]ЗДУХЪ ПОВЕЛЕНИЕ(М) ВЕЛИКИЯ КНЯГИНИ МАРЕИ СЕМЕНОВЫЯ».

Пелена была вышита в великокняжеских мастерских в год смерти Дмитрия Ивановича Донского (1389) и через девять лет после того, как 8 сентября 1380 года на Куликовом поле произошла битва, в которой союзу русских князей во главе с великим князем московским удалось разгромить ордынские полки под предводительством темника Мамая. Мастерицам удалось передать и победное настроение общества после великой победы, и сложные династические и политические события эпохи собирания земель молодым Московским государством.

В центре пелены расположено изображение «Нерукотворного Спаса» на убрусе, помещавшееся также на воинских знаменах того времени. Среди фигур деисусного чина склонившиеся в молении Богоматерь, Иоанн Креститель и два архангела. Отличительной чертой деисусного чина являются изображения четырех русских митрополитов XIV в.: Петра, Алексея, Максима и Феогноста. Внизу помещены восемь фронтальных и поясных изображений святых: князья Глеб и Борис, Алексей – человек Божий, Никола, Григорий Богослов, мученик Никита, Дмитрий Солунский и князь Владимир Святославич.

«Летописная повесть о Куликовской битве» приписывает свв. Борису и Глебу, Дмитрию Солунскому и архангелу Михаилу чудотворную помощь в разгроме войска Мамая на Куликовом поле. А святые Дмитрий Солунский и князь Владимир являются тезоименными святыми героев сражения: великого князя Дмитрия Донского и его двоюродного брата удельного князя Владимира Андреевича Серпуховского.

Кайму из голубой итальянской камки украшают фигуры четырех евангелистов, расположенные в кругах по углам пелены, и полуфигуры ангелов, составляющие победоносное небесное воинство.

Пелена является ценнейшим памятником истории конца XIV века,

«в котором наиболее явственно проявились черты национального искусства».

Литература:

  1. Маясова Н.А. Древнерусское шитьё. М.: Искусство, 1971. – 140 с., илл.
  2. Лаврентьев А.В. «Пелена Марии Тверской» и отношения в доме московских князей 50—80-х гг. XIV в. //Вопросы эпиграфики. М. 215. Вып. 8. С. 193–224)
  3. Лаврентьев А.В. Мария Александровна Тверская, великая княгиня московская: семейные связи по памятникам московского искусства XIV в. // Средневековая личность в письменных и археологических источниках. Материалы международной научной конференции. Москва, 13–14 октября 2016 г. М. 2016. С. 124–127
  4. Петров А.С. Древнерусские шитые пелены под иконы. XV—XVI вв. Типология, функция, иконография. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М., 2008.
  5. Петров А.С. Шитый образ под иконой: изображения на подвесных пеленах // Церковное шитье в Древней Руси. С. 77.