Среди различных видов искусства Средневековой Руси важное место занимало «лицевое» шитье – изображение святых, евангельских сюжетов, выполнявшееся разноцветными шелками, золотными и серебряными нитями.
Произведения этого вида шитья, имевшие много общего с иконописью, были важной составной частью интерьера православного храма: воздухи и покровцы для священных сосудов, плащаницы и хоругви для праздничных церемоний, шитые иконы и пелены для их украшения, части облачений священников и даже иконостасы, использовавшиеся во время военных походов. Их тщательно хранили в ризницах монастырей и в богатых домах, передавали из поколения в поколение.
В создании шитых предметов принимали участие самые разные мастера. Рисунок для вышивки обычно делал иконописец-знаменщик, нанося образец сначала на бумагу, а с бумаги переводя на ткань, надписи – словописец, узоры изображали травщики. Нанесенный на ткань рисунок мастерицы обметывали белым нитками, а затем вышивали. Лица и обнаженные части тела вышивали шелком телесного или серого тона атласным швом, это когда стежки плотно прилегают друг к другу, или швом в раскол, когда игла протыкается в середину предыдущих стежков, как бы расщепляя их. Одежду, пейзаж, архитектуру – или разноцветным шелком, или серебряными и золотными нитями в прикреп. Золотную нить накладывали сверху на ткань параллельными рядами и пришивали цветным шелком. На многих произведениях имеются вкладные летописи (надписи), дающие нам возможность узнать, из какой мастерской – княжеской, боярской или монастырской – оно вышло.
В 1905 году в составе собрания знаменитого коллекционера Петра Ивановича Щукина в Исторический музей поступил самый ранний из дошедших до нас датированных памятников московского шитья – подвесная пелена (воздух) «Спас на убрусе с предстоящими» – выдающееся произведение русского искусства конца XIV века.
Вкладчица пелены – великая княгиня Мария Тверская (в иночестве Фотиния, ум. 1399) – дочь убитого в Орде тверского князя Александра Михайловича и вдова московского князя Симеона Ивановича Гордого (1317–1353 гг.). Об этом свидетельствует надпись на пелене:
«В ЛЕ(Т)О 6897 Е [1389] НА ШИТЪ БЫ(С) С[ИÍ]В[О]ЗДУХЪ ПОВЕЛЕНИЕ(М) ВЕЛИКИЯ КНЯГИНИ МАРЕИ СЕМЕНОВЫЯ».
Пелена была вышита в великокняжеских мастерских в год смерти Дмитрия Ивановича Донского (1389) и через девять лет после того, как 8 сентября 1380 года на Куликовом поле произошла битва, в которой союзу русских князей во главе с великим князем московским удалось разгромить ордынские полки под предводительством темника Мамая. Мастерицам удалось передать и победное настроение общества после великой победы, и сложные династические и политические события эпохи собирания земель молодым Московским государством.
В центре пелены расположено изображение «Нерукотворного Спаса» на убрусе, помещавшееся также на воинских знаменах того времени. Среди фигур деисусного чина склонившиеся в молении Богоматерь, Иоанн Креститель и два архангела. Отличительной чертой деисусного чина являются изображения четырех русских митрополитов XIV в.: Петра, Алексея, Максима и Феогноста. Внизу помещены восемь фронтальных и поясных изображений святых: князья Глеб и Борис, Алексей – человек Божий, Никола, Григорий Богослов, мученик Никита, Дмитрий Солунский и князь Владимир Святославич.
«Летописная повесть о Куликовской битве» приписывает свв. Борису и Глебу, Дмитрию Солунскому и архангелу Михаилу чудотворную помощь в разгроме войска Мамая на Куликовом поле. А святые Дмитрий Солунский и князь Владимир являются тезоименными святыми героев сражения: великого князя Дмитрия Донского и его двоюродного брата удельного князя Владимира Андреевича Серпуховского.
Кайму из голубой итальянской камки украшают фигуры четырех евангелистов, расположенные в кругах по углам пелены, и полуфигуры ангелов, составляющие победоносное небесное воинство.
Пелена является ценнейшим памятником истории конца XIV века,
«в котором наиболее явственно проявились черты национального искусства».
Литература:
- Маясова Н.А. Древнерусское шитьё. М.: Искусство, 1971. – 140 с., илл.
- Лаврентьев А.В. «Пелена Марии Тверской» и отношения в доме московских князей 50—80-х гг. XIV в. //Вопросы эпиграфики. М. 215. Вып. 8. С. 193–224)
- Лаврентьев А.В. Мария Александровна Тверская, великая княгиня московская: семейные связи по памятникам московского искусства XIV в. // Средневековая личность в письменных и археологических источниках. Материалы международной научной конференции. Москва, 13–14 октября 2016 г. М. 2016. С. 124–127
- Петров А.С. Древнерусские шитые пелены под иконы. XV—XVI вв. Типология, функция, иконография. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М., 2008.
- Петров А.С. Шитый образ под иконой: изображения на подвесных пеленах // Церковное шитье в Древней Руси. С. 77.