Северский курган в Прикубанье

Среди археологических памятников сарматского времени, найденных в Прикубанье, и хранящихся в Историческом музее, выделяется своей значимостью комплекс II — первой половины I вв. до н. э. из Северского кургана, раскопанного в 1881 г. казаками и доследованного действительным членом Императорского Московского Археологического общества, ученым секретарем Исторического музея Владимиром Ильичом Сизовым.

В.И. Сизов
Владимир Ильич Сизов

Большой курган в форме усеченного конуса, с более покатым западным склоном, высотой около 15 метров был раскопан в 13 км к северо-западу от станицы Северской. Он состоял из двух насыпей: нижней полусферической формы, насыпанной над погребением эпохи бронзы, и верхней — конической формы, досыпанной намного позднее, центральное погребение которой состояло из каменного ящика, сложенного из известняковых плит. С этим погребением было связано захоронение лошади с уздечным набором.

В гробнице находились кости человека и погребальный инвентарь: стеклянные чаши в золотой оправе — две целые, фрагменты от третьей и золотые оправы верхних и нижних частей двух сосудов. Здесь же найдена золотая фибула-брошь на бронзовой основе со стеклянными вставками, золотая гладкая оправа в виде невысокого раструба, по краям обрамленная сканным орнаментом, фрагмент серебряной поясной пряжки, серебряный массивный предмет в виде загнутого рога барана с коротким стержнем для прикрепления, железный нож, большая стеклянная глазчатая бусина, горло глиняного кувшина, ручка родосской амфоры, золотая цилиндрическая оправа верхней части ритона с изображением четырех грифонов, а также золотая монета — статер боспорского правителя Перисада.

Канфар. II - I вв. до н.э.
Канфар. II — I вв. до н.э. Высота – 8,5 см, диаметр верхней части – 10 см, диаметр поддона – 6,5 см

Один из великолепных стеклянных канфаров — кубок в золотой оправе в форме греческого скифоса, литой из зеленоватого прозрачного стекла, с двумя ручками на невысоком кольцевом поддоне; по дну — золотая оправа со штампованным орнаментом из пятилистника и жгута вокруг. По верху — золотая оправа, загибающаяся в виде золотой пластины внутрь, оканчивающаяся с внешней стороны зубчиками. По внешнему краю оправы проходит сканный орнамент в виде двух жгутов из четырех проволок каждый, между которыми орнамент из двух завитков, перемежающийся с овальными и каплевидными гнёздами, в которые вставлены 10 камней тёмно-красного цвета, и золотыми полусферическими выпуклостями, покрытыми зернью. С нижнего края орнамента спускаются 30 золотых цепочек, каждая из которых оканчивается сердоликовой бусиной и золотой привеской в виде шарика с петелькой. Ручки обтянуты золотом. По верху ручек орнамент из двойных зубцов, имеющих посередине гнёзда со следами стекла и по золотой выпуклости с зернью на концах. С каждой ручки спускается по две цепочки вышеописанного типа.

Стеклянные канфары из Северского кургана — пример приспособления античных вещей ко вкусу сарматов. Мастер украсил традиционный античный кубок золотой окантовкой с подвесками и цветными вставками, адаптировав его для кочевников.

Фибула круглая с вставками и сканным орнаментом. II-I вв. до н.э.
Фибула круглая с вставками и сканным орнаментом. II-I вв. до н.э. Диаметр — 6 см, наибольшая толщина — 0,9 см.

В погребении находилась золотая круглая фибула-брошь со стеклянными вставками и сканным орнаментом с бронзовым основанием, обложенным золотым листом с выпуклой центральной частью. В центре фибулы в большом овальном гнезде с зубчатым краем вставлено выпуклое стекло зеленовато-синего цвета с продольной трещиной. По краю фибула обложена крученой золотой проволокой. Такие же проволоки окружают основание выпуклой части фибулы и центральное гнездо. Выпуклость покрыта растительным орнаментом в виде трилистников из тонких крученых проволочек и между ними — мелкие шестилепестковые розетки из зерни. На плоском ободке фибулы расположено шесть вставок в золотых зубчатых гнездах, обрамленных тонкими кручеными проволоками: три каплевидные вставки из прозрачного зеленого стекла, остальные три вставки — темно-вишневого цвета. Между вставками — растительный орнамент из тонких крученых проволок. Края золотого листа загнуты под бронзовую основу.

Ободок. II - I вв. до н.э.
Ободок. II — I вв. до н.э. Высота — 2,3 см, верхний диаметр — 7 см, нижний диаметр — 6,2 см

Здесь же найдена золотая гладкая оправа в виде невысокого раструба с вогнутыми стенками, по краям обрамленная орнаментом из трех проволок: плетеная в середине, гладкие — по краям. Вероятно, она обрамляла ритон — рог для питья.

Цилиндрическая оправа от ритона с двумя парами грифонов. II - I вв. до н.э.
Цилиндрическая оправа от ритона с двумя парами грифонов. II — I вв. до н.э. Высота — 7 см, нижний диаметр — 6,2 см, верхний диаметр — 6,8 см.

Еще одна оправа из листового золота, вероятно, от ритона, также обнаружена в гробнице. Она цилиндрической формы, слегка расширяется кверху, с рельефным изображением четырех грифонов, расположенных попарно. Каждый грифон представлен сидящим на задних лапах, одна передняя лапа поднята. Грифоны имеют толстый клюв, острые стоячие уши, зубчатую гриву на толстой шее со складками, короткие раскрытые крылья и поднятый кверху хвост с кисточкой на конце. У каждого грифона изображены только три лапы. Львиные тела грифонов сплошь покрыты шерстью, трактованной короткими черточками. Крылья с орлиными перьями. В первой паре у одного грифона сокращено туловище, в другой паре один из грифонов уперся клювом в лоб другого. Нижний и верхний края оправы украшены окантовками из трех проволок: в середине — плетеной, по краям — гладких.

Скоба с чеканным растительным орнаментом. II - первая половина I вв. до н.э.
Скоба с чеканным растительным орнаментом. II — первая половина I вв. до н.э. Размеры: 12 х 10 см, толщина — 0,1-0,5 см, ширина средней части — 1-1,5 см.

В этой части захоронения была открыта и плоская скоба или ручка с чеканным растительным орнаментом. Она была согнута из золотого прута; средняя ее часть раскована в пластину, а нераскованные концы имеют крючки, загнутые внутрь. Плоская поверхность скобы с одной стороны покрыта грубым чеканным узором в виде венка или гирлянды из наложенных друг на друга остроконечных листочков с прожилками и рядом точек; в середине и по концам гирлянда имеет перевязи, покрытые глубокими точками и кружочками.

Вне гробницы, в насыпи, были обнаружены не менее интересные находки: золотой фалар, три золотые бляхи с изображением грифона, челюсть лошади с принадлежностями конской упряжи — железным кольцом, обложенным листовым золотом, и железными удилами с крестовидными псалиями, а также каменный цилиндр с линейным орнаментом и вторая золотая монета, аналогичная найденной в гробнице.

Фалар. II - I вв. до н.э.
Фалар. II — I вв. до н.э. Диаметр – 14,2 см.

Среди находок вне гробницы выделяется знаменитый большой золотой фалар (нагрудное украшение конской узды) с рельефным изображением мифологической сцены. С левой стороны на фаларе показан безбородый мужчина, скачущий на пантере с высунутым языком. Всадник правой рукой держится за шею пантеры. Справа с его головы спускается, заплетенная в косу, длинная прядь волос. Всадник в короткой одежде, подпоясанной наборным поясом. На его шее — гривна; на ногах — узкие штаны, заправленные в обувь. Круглая голова поверженного врага, с открытыми глазами и подстриженными в кружок волосами, лежит на земле.

Центральная женская фигура изображена в шлеме со спиральным узором. Женщина одета в короткую тунику, подпоясанную наборным поясом, и в длинное платье. В ее правой руке – орнаментированный круглый щит. Левой рукой она держит за длинные волосы бегущего обнаженного мужчину. В его левой руке — круглый предмет; правую руку он поднял над шлемом женской фигуры. Руку и ноги мужчины обвила кусающая его змея.

Вся композиция снизу окружена широким рельефным орнаментированным валиком; от его концов исходят ветви виноградной лозы с гроздьями винограда и листьями. Под валиком снизу расположены две многолепестковые розетки и три пальметки. Вся поверхность фалара, являющаяся фоном композиции, покрыта точками. На обратной стороне фалара золотыми заклепками прикреплены три большие золотые петли для крепления.

На фаларе, возможно, представлена мифологическая сцена, относящаяся к культу Диониса: борьба Диониса и Афины с гигантами. Скачущий на пантере — Дионис, поразивший гиганта, голова которого лежит под его ногами. В центре — женское божество в шлеме, напоминающее Афину, а ее противником является обнаженный гигант. В изображении Диониса ярко выступают «варварские» черты, что, возможно, указывает на то, что на северском фаларе даны образы богов синкретической религии, в которой восточные религиозные идеи слились с культом Диониса-Сабазия.

Бляхи из массивного золота
Бляхи из массивного золота. II — первая половина I вв. до н.э.

В насыпи также были обнаружены три бляхи из массивного золота с рельефным изображением грифона в центре, вероятно, украшения конского оголовья. На двух бляхах тело грифона обращено влево, на одной — вправо, при этом их головы повернуты в противоположную сторону. Грифоны изображены сидящими, с выставленными вперед лапами, имеют клювы хищной птицы и острые торчащие уши. На длинной шее и на теле хищника с львиными лапами бороздами подчеркнуты мускулы или складки кожи. Длинный хвост в виде жгута поднят вверх. Грифона окружает рельефный валик в виде «веревочки». По краю каждой бляхи — ободок с 25 чеканными зубчиками, заполненными точками. Бляхи с противоположной стороны имеют полукруглое ушко для крепления.

Комплекс предметов сарматского времени, найденный в богатом погребении у станицы Северская, выделяется большим количеством драгоценных высокохудожественных изделий II — первой половины I вв. до н. э. Все они, несомненно, относятся к важнейшим памятникам, хранящимся в собрании Историческго музея.

Эти предметы вы сможете увидеть на международной выставке «Железный век — Европа без границ», подготовленной Государственным историческим музем, Государственным Эрмитажем, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственными музеями Берлина – фондом Прусское культурное наследие. Выставку планируется провести в Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге (июнь-сентябрь 2020 г.) и Государственном историческом музее в г. Москве (октябрь 2020 г. — январь 2021 г.).

 

Использованная литература

  1. На краю ойкумены. Греки и варвары на северном берегу Понта Эвксинского. Каталог выставки в Государственном Историческом музее. 30 мая – 15 августа 2002 г. М., 2002.
  2. Смирнов К. Ф. Северский курган / Труды ГИМ. Памятники культуры. Вып. XI. М., 1953.
  3. Императорский Российский Исторический музей. Указатель памятников. М., 1893.