Как известно, сложение Древней Руси происходило вокруг важнейшего торгового пути «из варяг в греки», проходившего по рекам Восточной Европы, и связавшего Балтийское и Черное моря. Но днепровский путь не был единственным. Был еще путь по Волге – «из варяг в арабы», возникший даже раньше днепровского.
Важной особенностью формирующегося государства был его полиэтничный характер – лесную зону Восточноевропейской равнины населяли балты, финно-угры, славяне. На раннем этапе огромное влияние оказали контакты с Северной Европой (Скандинавией). Более того, с изрядной долей осторожности, мы сегодня можем говорить о миграции выходцев из Фенно-Скандинавии на территорию Руси.
Как правило «этническими маркерами» присутствия скандинавов считают овальные двускорлупные фибулы (застежки) – обязательный атрибут женского скандинавского костюма. Традиционный скандинавский женский костюм состоял из льняной рубахи и верхнего «платья-сарафана», бретельки которого скреплялись на груди двускорлупными фибулами. Славянский же костюм состоял из рубахи и юбки. Характерным украшением женщин-славянок принято считать височные кольца – головные украшения, которые крепились лентами в районе висков.
Но есть еще более специфические предметы. Например, глиняные лапы и кольца из курганов Ярославского Поволжья (курганные могильники Тимерево, Михайловское, Петровское), которые являются своеобразным элементом погребальной обрядности, свидетельствующим о присутствии в регионе в X веке выходцев из Фенно-Скандинавии (представлены в 8 зале в витрине 19).
Глиняные лапы и кольца обнаружены в 13 курганах Петровского, 18 курганах Михайловского и в 50 курганах Тимеревского некрополей (в научной литературе получили название «погребения Ярославского Поволжья»).
Кроме Ярославского Поволжья данные предметы обнаружены во Владимирских курганах (около 10 экземпляров). Еще один экземпляр найден в погребении в Шестовицах.
За пределами Руси глиняные лапы известны в Швеции (1 или 2 экземпляра в Седерманланде — части Скандинавского полуострова, смежной с Аландскими островами) и на Аландских островах — 85 комплексов, более чем из 10 могильников.
Звериные лапы и кольца вылеплены из грубой глины и плохо обожжены. Изготавливались они исключительно для погребального обряда и в повседневном быту не использовались – находки этих предметов на поселениях неизвестны.
Первым, кто описал погребальные комплексы с глиняными лапами и кольцами, был А.С.Уваров. Как известно, в середине прошлого столетия он, вместе с П.С.Савельевым, провел широкомасштабные раскопки курганных насыпей в Ростово-Суздальском ополье. Обнаруженные глиняные предметы А.С.Уваров отнес, впрочем, как и все обнаруженные им вещи, к мерянским древностям. Рассматривая лапы и кольца наряду с другими глиняными предметами, исследователь отметил, что они являются изображением человеческих рук и звериных лап, и связаны с какими-то мифическими представлениями мерян, установить которые на основании полученных им данных раскопок курганов не представляется возможным. Но при этом, А.С.Уваров сделал предположение о существовании звериных культов, возникновение которых произошло под влиянием античной традиции.
Дискуссия о столь загадочных и уникальных предметах в курганных захоронениях продолжается в отечественной историографии уже более столетия.
На сегодняшний день лишь в одном вопросе все исследователи едины — лапы и кольца изготовлены исключительно для погребения и не использовались в повседневном быту.
Так или иначе, все исследователи рассматривали следующие проблемы:
1). Зоологическая классификация глиняных муляжей. Т.е. лапу какого зверя имитировали глиняные поделки – медведя ли бобра? Это имело немаловажное значение, и было напрямую связано с вопросом этноса, практиковавшего культ. Были высказаны предположения о славянах, местных финно-уграх (мерянах) и скандинавах.
2). Ареал происхождения и распространения данной погребальной традиции — территория Северо-Восточной Руси, Аландские острова или конвергентное (одновременное) возникновение.
Возвращаясь к погребениям с глиняными лапами и кольцами в Ярославских могильниках, следует отметить, что практически все захоронения в курганах совершены по обряду трупосожжения. Лапы и кольца обнаружены среди кальцинированных костей и прочего погребального инвентаря непосредственно на кострищах. Но в двух курганах (курган 44 Михайловского могильника, раскопан И.А.Тихомировым в 1898; курган 297 Тимеревского, камерное погребение) лапы обнаружены в трупоположениях. Курган Михайловского интересен еще тем, что он является аналогией кургана 830 у с. Веськово (раскопки А.С.Уварова). Лапы в обоих случаях располагалась в головах костяков (мужских) ориентированных на запад и лежащих на прослойке угля и золы.
Курган 297 из Тимерева часто приводится исследователями, как яркий пример проявления культа медведя. Это один из самых крупных погребальных сооружений могильника. Под насыпью было зафиксировано камерное погребение женщины 35-40 лет и девочки подростка 11-13 лет, которых сопровождал богатый и разнообразный материал. Ряд элементов погребального обряда позволили исследователям предположить скандинавское предположение умерших.
Особый интерес и уникальность данного комплекса представляет находка серебряного перстня у левой кисти девочки, который был надет на фалангу медвежьей лапы. Эту находки интерпретировали как обручение девочки-подростка с медведем-«прародителем», «хозяином». И если это древнее свидетельство медвежьей свадьбы, широко распространенного мифологического сюжета о женитьбе медведя на девушке из человеческого рода, в реальной жизни служило залогом богатства новобрачных или счастливой жизни новорожденных, то в данном случае, как считают исследователи, оно должно было обеспечить благополучный переход в загробный мир как и глиняные имитации «медвежьих лап».
К этому стоит добавить еще одно любопытное обстоятельство – среди погребений с лапами и кольцами преобладают женские захоронения. Особенно эта тенденция заметна на материалах Петровского могильника, где практически все захоронения с лапами и кольцами являются женскими.
Набор женского инвентаря в погребениях представлен следующими вещами:
- копоушки, подковообразные фибулы, крупные бронзовые бусы, бубенчики, ножи, гребни, стеклянные бусы, неопределенные женские украшения.
Погребальные комплексы с лапами на Аландских островах во многом обладают тем же набором признаков погребального обряда и категорий инвентаря, что и курганы из Ярославского Поволжья.
- трупосожжения на месте; меридиональная ориентировка; крупные бронзовые бусы, бубенчики, гребни, подковообразные фибулы, оселки, шипы, стеклянные бусы и, конечно же, сами лапы.
Это говорит о практически полной идентичности погребений с Аландских островов погребениям в Ярославском Поволжье.
Современные датировки погребений на Аландских островах (по определению И.Каллмера есть комплексы конца VII века — 10 погребений) вынуждают признать их приоритет в хронологическом плане.
Но как этот обряд появился в Ярославском Поволжье в X веке?
В пользу гипотезы о миграции населения Аландских островов в X веке на территорию Ярославского Поволжья (Северо-Восточная Русь) свидетельствует следующий факт. В период VIII-IX веков количество погребений с лапами на Аландских островах остается неизменным, а в X веке отмечается резкое сокращение их числа в некоторых областях Аланд. В этом же X веке, как мы видим (именно этим веком, а большинство даже его второй половиной датируются Ярославские комплексы), данный обряд появляется в северо-восточной Руси и распространяется на довольно-таки значительной территории, особенно если еще вспомнить Владимирские комплексы. Т.е. курганы в Ярославском Поволжье с лапами и кольцами, скорее всего, принадлежат выходцам с Аландских островов, которые переселись в северо-восточный регион Руси в X веке.
Что же касается тотемного животного, культ которого отражен в погребениях с глиняными лапами, то на сегодняшний день в историографии доминирует точка зрения, что культ медведя являлся одним из основных в системе мироощущения древнего населения Ярославского Поволжья и шире – Волго-Окского междуречья – на протяжении нескольких тысячелетий.
При этом глиняные кольца рассматриваются в качестве гривны – подношения медведю. И сложился этот ритуал уже на территории Руси, но среди того же населения, которое хоронило своих умерших с глиняными лапами – выходцев из Фенноскандинавии, поселившихся на Волжском пути.
Автор — Игорь Кураев, старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела