22 мая — День Николы Вешнего

Береста как материал весьма широко использовалась в хозяйственной и культурной жизни русского народа. Из нее делали не только бытовые вещи, но и предметы церковного назначения, в том числе, и иконы. Однако в музейных собраниях они встречаются крайне редко. В собрании Отдела дерева и мебели Исторического музея таких икон три.

На одной из них изображен Николай Радовицкий. Он особо почитался в Рязанских землях. Связано это со следующим событием. По преданию, в конце XVI в., монах Николо-Радовицкой обители Иона по прозвищу Рогожа, обрёл чудотворный образ, представляющий собой скульптурное изображение святого, выполненное из «цельного куска яблоневого дерева и имеющее в вышину 2 аршина 3 вершка» (примерно, 1,5 м) и покрытое серебряным окладом. Вокруг образа стали происходить чудеса, и весть об этом быстро распространилась по окрестностям. К монастырю потянулись паломники и богомольцы. На маленьком островке, где находилась обитель, трудно было разместить всех желающих поклониться святыне. В 1584 г. царь Иван Грозный пожаловал дарственную грамоту игумену Ионе Рогоже на окрестную землю. Этот год считается годом основания Николо-Радовицкого монастыря.

Икона Николай Радовицкий Россия, Рязанская губ., Скопинский уезд, усадьба Ивинских (?) 40-е годы XIX века
Икона Николай Радовицкий
Россия, Рязанская губ., Скопинский уезд, усадьба Ивинских (?)
40-е годы XIX века

Благодаря большому количеству паломников, и немалому числу монастырских вкладчиков, среди которых были крестьяне и видные государственные деятели, купцы и простые люди, а также члены царской семьи, монастырь процветал. Однако в 1722 году, по приказу Петра 1, святой образ был передан в Святейший Синод. И только, после смерти царя, благодаря хлопотам инокини Елены (Евдокия Фёдоровна Лопухина — царица, первая жена Петра 1) реликвия была возвращена монастырю, но уже без  аутентичного серебряного оклада и «обретающегося на нем убранства». В 1785 году «усердием помещика села Юрьева (Егорьевского уезда) Алексея Андреевича Беклемишева» образ был снова покрыт серебряной позолоченной ризой. В 1787 году князь Яков Никитьевич Оболенский «устраивает венец, убранный жемчугом и цветными каменьями, в виде сияния, около святительской главы».

Затем в 1780 году купец Иван Дмитриевич Глухов прикладывает к ножкам Николая угодника серебряные башмачки, а житель села Дединово Петр Сергеевич Сорокин жертвует серебряный меч, с «украшениями из разноцветных камней». Многие жители Рязанской губернии считали необходимым совершить паломничество в Николо-Радовицкий монастырь и поклониться любимому святому. Среди них, вероятно, был и мастер, создавший представленную берестяную икону. На ней в центре помещено тисненое изображение святого с поднятым мечом в правой руке и градом (церковью) в левой. Голова святителя увенчана митрой, что отличает его от более известного образа Николая Можайского, обычно изображаемого с непокрытой головой. Николай Чудотворец облачен в фелонь, украшенную растительным орнаментом, и омофор с тремя четырехконечными крестами. Слева, на ризе – ромбовидная палица с четырехконечным крестом в центре и тремя кистями на концах. Подобными крестами украшены и поручи. Вверху, в облаках, справа и слева от святого – фигуры Христа и Богоматери как напоминание о Никейском чуде. Христос в левой руке держит закрытое Евангелие, правой благословляет двуперстно. У Богородицы в руках омофор. Композиция иконы заключена в обрамление, имитирующее килевидный киот. Большой интерес представляет вертикальный орнамент его боковых частей. На левой стороне – церковная утварь, на правой – атрибуты епископского богослужения. Традиционные копие и лжицу слева внизу заменяют два скрещенных копия. А справа вместо дикирия (архиерейский подсвечник на две свечи) и трикирия (на том же уровне) – два трикирия (архиерейский подсвечник на три свечи).

В нижней части иконы помещена надпись:

Истинное изображение съ явленно чюдотворнаго образа святителя и чюдотворца Николая Радовицкаго Рязанской губерни георгиевскаго уезда явившагося въ 1396 году копия снята 1840 го.

Здесь, в написании даты 1396 мастер допустил ошибку. Как было выше изложено, чудотворный образ обретён в конце XVI в., поэтому дата должна писаться, как 1596.

Автор — Михайлова З.В., научный сотрудник отдела дерева и мебели