В собрании Исторического музея хранится удивительный портрет игуменьи и основательницы Спасо-Бородинского монастыря Марии. Этот портрет скрывает в своей символике интереснейшую историю жизни и любви этой незаурядной женщины.
Игуменья Мария, в миру Тучкова Маргарита Михайловна, изображена в чёрном монашеском одеянии с большим наперсным крестом. Рука её покоится на постаменте или колонне, которая традиционно является символом стойкости духа в испытаниях и тяготах земных. Рядом веточки плетущегося плюща, который в эмблематике символизирует упорство в устремлениях, свойственное и самой Маргарите Михайловне. Фоном портрета являются тёмные и густые ветви вечнозеленой ели — символа жизни вечной после смерти земной. На этом фоне лицо игуменьи в аскетическом облачении сразу приковывает к себе внимание. Его не назовёшь красивым, но оно хранит следы былой «прекрасной Маргариты», выдаёт сильную личность, способную на самопожертвование. Во взгляде больших, печальных глаз и безграничная тоска, и смирение, и мольба, и доброта. Вся эта сложная гамма чувств мастерски передана талантливым неизвестным художником первой половины XIX века.
Тучкова Маргарита Михайловна стала вдовой в лихолетье Отечественной войны 1812 года. Её супруг Тучков Александр Алексеевич погиб в сражении на Бородинском поле. Маргарита Михайловна после отступления французской армии в конце октября 1812 года, спустя почти два месяца после сражения, приехала на поле искать тело своего любимого супруга. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали. Она задалась целью построить храм на месте гибели своего мужа.
Храм был выстроен к 1820 году и освещён в честь образа Спаса Нерукотворного — полковой иконы Ревельского пехотного полка, командовал которым Тучков А.А. Эту икону он передал Маргарите Михайловне перед сражением для сохранения. Храм стал первым памятником на Бородинском поле, «проникновенно простым и строгим», как отзывались о нём современники.
В 1826 году судьба нанесла Маргарите Михайловне новый страшный удар — умер любимый сын, пятнадцатилетний Николенька. Прах сына она привезла на Бородинское поле и похоронила его в склепе храма Спаса Нерукотворного. Теперь уже ничто не держало её в миру. Маргарита Михайловна поселилась на Бородинском поле рядом с возведённым ею храмом. Постепенно вокруг неё сложилась женская община, выстроились помещения будущего монастыря, который она возглавила в качестве игуменьи в 1840 году, приняв в постриге имя Мария.
На портрете на дальнем плане — главный монумент Бородинского поля, открытый в 1839 году в присутствии императора Николая I. Во время торжественного открытия памятника император посетил монастырь и келью Тучковой. Маргарита Михайловна, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора, поразив его верностью Господу и памяти любимого супруга. С тех пор император покровительствовал ей, считая её служение достойным примером и образцом доблести русской женщины. Дела её были отмечены и императрицей Александрой Фёдоровной — она подарила в знак признания подвижнического пути наперсный крест с бриллиантами и изумрудом и чётки, изображённые художником на портрете.
Игуменья Мария умерла в 1852 году и похоронена в склепе возведённого ею Спасского храма, рядом с сыном и символической могилой своего супруга.
Жизнь свою после гибели мужа Маргарита Михайловна посвятила, не зная сомнений, служению памяти, служению вере. И по сей день сёстры монастыря чтут обычай, заведённый игуменьей Марией, — читают молитву за души воинов, павших на поле Бородинском.
Автор — И.В. Кондрашкина, экскурсовод 1-й категории экскурсионно-методического отдела Исторического музея