Как известно, столица Казанского ханства была взята войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года, на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Резонно предположить, что построенный в память об этом храм, известный в народе как храм Василия Блаженного, должен был своим неповторимым обликом увековечить не только историю победного похода, но и искреннюю веру своих создателей в покровительство и заступничество Богоматери. Поэтому совершенно естественно видеть в соборе большое количество посвященных Деве Марии памятников церковного искусства. В основном это иконы, но сегодня речь пойдет о настенной живописи: на сводах паперти церкви Василия Блаженного последовательно расположено несколько сюжетов, образующих единственный в Покровском соборе полноценный Богородичный цикл.
Паперть церкви Василия Блаженного является частью подклета – несущего основания для хоровода из девяти столпообразных храмов собора. Во всем подклете своды массивные и низкие, благодаря чему украшающие их росписи мы можем рассмотреть в мельчайших подробностях. Итак, давайте приступим.
Начинается цикл с сюжета, именуемого «Похвала Богоматери», и находящегося буквально над входом в церковь Василия Блаженного. Здесь Дева Мария представлена восседающей на троне в окружении ветхозаветных пророков, предрекавших чудесное пришествие в мир Спасителя. Как правило, пророки изображаются с символическими атрибутами своих пророчеств. Так, Моисей держит в руках Неопалимую купину, а Исайя – клещи и «угль, пылающий огнем». Но в нашем случае художники ограничились только свитками с начертанными в них цитатами из соответствующих книг Ветхого Завета. Но, даже не будучи хорошо знакомым с библейским текстом, можно определить, кто есть кто, опираясь на некоторые устойчивые иконографические признаки. К примеру, Давид и Соломон – цари Израиля – всегда изображаются в коронах, а пророк Даниил предстает как безбородый юноша в характерной, так называемой «пророческой шапочке». Отметим, что также здесь изображены Иаков, Валаам, Гедеон, Иезекииль, Иеремия, Иессей, Аарон и Аввакум.
Далее мы перемещаемся в новозаветные времена. Четыре главных события земной жизни Девы Марии, соответствующие четырем великим двунадесятым праздникам церковного календаря, расположены парными группами симметрично друг напротив друга: Рождество Богоматери и Введение во храм, Благовещение и Рождество Христово.
Логичным продолжением программы росписей становится расположенное следующим «Успение Богоматери». Как и в «Похвале», Дева Мария находится здесь в центре композиции, но не на троне, а на смертном ложе, по сторонам которого изображены апостолы и святители, бывшие, по преданию, свидетелями этого события. Над ложем возвышается Христос во Славе, на руках у которого душа Девы Марии, изображенная в виде спеленутой младенческой фигурки. Подобно тому, как новорожденного Спасителя держала на руках Богоматерь, теперь ее, рожденную для новой жизни, держит на руках ее Божественный Сын. Эта многозначительная параллель всячески подчеркивалась в церковном искусстве, так что порой сюжеты – Богородица с младенцем и Успение – писались на разных сторонах одной и той же иконной доски (приписываемая Феофану Греку «Богоматерь Донская» – самый наглядный тому пример).
Дополняет композицию обрамляющий ее полукругом текст тропаря Успению Пресвятой Богородицы:
«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».
В медальоне над тропарем мы можем увидеть изображение Девы Марии на небесно-синем фоне с белым покровом на руках. Само расположение образа над сценой Успения подчеркивает, что с окончанием земной жизни Девы Марии началось ее заступничество за род человеческий.
Подтверждением этому является заключительный сюжет рассматриваемого цикла – явление Девы Марии Роману Сладкопевцу, вспоминаемое церковью в тот же день, когда празднуется праздник Покрова – 1 (14) октября.
В заключение необходимо отметить еще одно очень важное обстоятельство. Хронологически масляная живопись паперти – самая новая в ансамбле собора: она относится к рубежу XIX–XX вв. Тем не менее, ее нынешний яркий и праздничный облик не должен вводить в заблуждение – это целиком и полностью заслуга работавших здесь нескольких поколений художников-реставраторов, их профессионализма и гражданского мужества. Дело в том, что росписи эти были обречены на уничтожение в первые годы советской власти – их надлежало сбить со стен, заменив нейтральным зеленым фоном. Вторая часть распоряжения была выполнена – зеленый фон действительно появился, но выполнен он был поверх специально нанесенной побелки, скрывшей и сохранившей живопись для будущих поколений реставраторов, которые, словно приняв незримую эстафету, раскрыли и вернули к жизни то, что казалось навсегда утраченным. Таким образом, роспись паперти церкви Василия Блаженного представляет собой не только памятник церковного искусства, но и живое свидетельство неспокойной истории XX века.