Одним из самых древних инструментов, от которого произошли практически все струнные инструменты, является арфа. В собрании Отдела дерева и мебели ГИМ имеется такой уникальный экспонат, поступивший в 1905 году из коллекции П.И.Щукина.
Арфа является струнным щипковым инструментом, и ее история насчитывает множество веков. С Ближнего Востока она попала даже в Китай. Считается, что арфы существовали уже в Древнем Египте, где назывались, бены, упоминаются они и в Библии. Всем известная арфа Аполлона олицетворяла собой все прекрасное на земле. В древнегреческой мифологии встречается и Эолова арфа. Одна из арф — ирландская размещена на гербе этой страны.
Специалисты считают, что к Средним векам арфа получает в Европе свое особое распространение, а со временем приобретает там статус аристократического инструмента. Добавив переднюю колонку для большего натяжения струн, европейцы (вероятно кельты), усилили звучность восточной арфы.
В Эпоху Возрождения треугольная арфа, становится распространенным инструментом для аккомпанирования и имеет уже от семи до тридцати струн. Позже, с появлением более громкого и простого в обращении клавесина, арфа частично утратила свою популярность и вернула ее лишь в конце XVII в., когда появляется фортепиано, в свою очередь одержавшее верх над клавесином. С тех пор арфа сохраняет свое значение как неотъемлемая часть музыкальной культуры.
Играли на ней, преимущественно женщины, однако, именно мужчинам принадлежит честь усовершенствования простой арфы и придания ей современного облика, в котором представлена арфа из коллекции ГИМ. Этим рационализатором был Яков Гохбруккер, ярким примером может служить сотрудничество чешского виртуоза арфиста и композитора Ж.Б. Крумпгольца и мастера Ж.Кузино, ими была создана «Арфа Крумпгольца». Но, в качестве лучшего изобретателя современной арфы с педалями сохранилось лишь одно имя – Себастьян Эрар, с которым и связано производство инструментов, хранящихся в Государственном историческом музее.
Себастьян Эрар – французский мастер арф и клавишных инструментов. В 1786 г. осуществил коренную реконструкцию механики арфы. В этом же году он уехал в Лондон, где открыл отделение своей фабрики. Изготовлял арфы, созданного им типа, продолжая усовершенствовать.
Арфа из коллекции исторического музея имеет форму большого треугольника, поставленного на одну из вершин, с изогнутой верхней его стороной – шейкой. Передняя сторона арфы – полая колонна. Ее стенки обложены толстым слоем замши. Внизу колонна упирается в пьедестал. Задняя сторона представляет собой звуковой (резонансный) ящик, выстой в 135 см, широкий в нижней части, постепенно суживающийся кверху. Вверху ящика расположена дека инструмента, по середине которой проделано 46 отверстий, по числу струн. Струны присоединены к ней нитяными концами – жильными, с помощью узлов и деревянных колочков, выступающих наружу своими круглыми головками. Низ ящика полукруглый, с пятью отверстиями для исхода звука. Верхний конец ящика упирается в плотную деревянную часть, которая резко закругляется и соединяет его с узким концом механической коробки, где и происходит регулирование звука.
Нижняя часть арфы – пьедестал и педали. На нем покоится вся тяжесть инструмента – снаружи в него упираются нижние концы колонны и звукового ящика, а внутри в нем заключено восемь педалей. Пьедестал деревянный, высотою в 10 см, а шириною в 42 см. Справа и слева пьедестала, на полукруглой стенке вырезаны восемь ступенчатых зарубок, входя в которые педали дают инструменту, не считая его систематического строя на бемолях, еще и диезы.
На шейке инструмента, находится клеймо: «Sebastian Erards// patent harp № 998». Становится понятно, что предмет коллекции принадлежат работе С. Эрара и был. выполнены в его мастерской.
Известно, что с 1800 года мастер увеличивает количество струн на инструменте до 46, что мы и видим на исследуемом предмете. И хотя ранее этот инструмент датировался концом XVIII в., исходя из вышеизложенного, можно эту датировку уточнить, отнеся время создания арфы к первому десятилетию XIX века.
Интересным является тот факт, что 2004 г. в время реставрации арфы, в ходе проверки механизма инструмента и внутренней поверхности резонатора, доступ к которому в обычном состоянии арфы закрыт, удалось рассмотреть надпись по-французски, свидетельствующая о том, что инструмент был создан в 1807 г. во Франции, по английской лицензии. Эту же датировку подтверждает и оформление арфы.
Редкий музыкальный инструмент может соперничать с художественным оформлением арфы. Живописцы, мастера лакового и левкашного дела, резчики, позолотчики, прикладывали свои руки к украшению этих изысканных инструментов. Как правило, декор арф строго соответствовал требованиям господствующего стиля. Арфа исторического музея представляют собой прекрасный образец классицизма конца XVIII-начало XIX вв. Орнаментика иё состоит из известных сюжетов: бараньих маскаронов, цветочных гирлянд, арабесков, античных фигур. В их числе особенно интересно обнаружить предметы античных музыкальных инструментов.
Резонансный ящик арфы украшают две фигуры. Одна из них держит в руках венок, а другая лиру: думается, что тут помещены изображения Терпсихоры и Виктории – богини победы.
На арфе украшены и пять отверстий для исхода звука: на одном из них изображена танцующая Терпсихора, на другом – мужская фигура с авлосом, или со сдвоенной дудкой — пан. Этот инструмент, наряду с лирой, был одним из самых популярных в Древней Греции. Игра на авлосе применялась в античной трагедии, и в культе бога Диониса.
Навершие колонны арфы венчают резные головы баранов. Баран — один из наиболее распространенных символов, творческой и солнечной энергию. ). В Древней Греции баран был также посвящен Дионису – как символу плодородия. Кроме того, этот же образ, в связи с музыкальными инструментами, отмечен еще в комментариях к Ветхому Завету. Еврейский автор Рабби Ханина бен Доса предполагал, что: «У арфы, на которой играл Давид было десять струн, потому что у барана десять сухожилий.»
Пьедестал инструмента украшают лежащие грифоны – мифические существа с туловищем льва и головой орла. Это — геральдическая фигура, символизирующая власть, бдительность, быстроту и силу. Они — противоречивые существа, одновременно объединяющие небо и землю, добро и зло. Могут они выступать и как защитники и покровители. Вероятно, именно такую функцию они и несут, находясь у подножия музыкального инструмента.
Таким образом, в коллекции Отдела дерева и мебели ГИМ хранится уникальный предмет, форма которого окончательно установилась в 20 годы XVIII столетия, по всем конструктивным особенностям он принадлежит фабрике братьев Эрар, созданный в начале XIX в., Его декоративное оформление выполнено в стилистике, характерной для конца XVIII- начала XIX вв. При этом подбор элементов для декоративной композиции обусловлен глубокой символикой, восходящей к античности и востребованной стилем той эпохи, трактованной как вариации дионисийских культов и культа муз.