Модель корабля «Великий князь Константин» — Блог Исторического музея

Модель корабля «Великий князь Константин»

Относится к типу «адмиралтейских моделей», которые должны были точно передавать конструкцию, устройство и вооружение корабля. Модель рангоутная с полным парусным вооружением. По типу парусного вооружения – трехмачтовый корабль со смешанным парусным вооружением, сочетающим прямые и косые паруса. Модель выполнена в масштабе 1:48 (1/4 дюйма на фут реального размера) стандартном для адмиралтейских моделей начиная с XVII века, когда практика постройки таких моделей сложилась в Англии.

Модель 120-пушечного линейного корабля "Великий князь Константин" Россия, вторая половина XIX в. Надписи: На кормовой части "КОНСТАНТИНЪ" Дерево, ткань, нить, краска, стекло, столярные работы, шитье, вязка такелажа
Модель 120-пушечного линейного корабля «Великий князь Константин»
Россия, вторая половина XIX в.
Надписи: На кормовой части «КОНСТАНТИНЪ»
Дерево, ткань, нить, краска, стекло, столярные работы, шитье, вязка такелажа

Корпус деревянный, наборный со сквозными батарейными палубами, надводная часть окрашена черным с тремя белыми полосами вдоль орудийных палуб, подводная часть окрашена в коричневый цвет, имитирующий медную обшивку. Вдоль батарейных палуб прорезаны орудийные порты с крышками смонтированными на петлях. Три батарейные палубы – гондек, мидель-дек и опердек. Верхняя открытая батарейная палуба – квартердек и ют в кормовой части. Корма эллиптической формы (система Р. Сеппингса, улучшенная У. Саймондсом). Перо руля подвижно соединено с ахтерштевнем. На уровне мидель дека в кормовой части расположены окна кают-компании, на уровне опер-дека – окна и балконы адмиральской и капитанской кают. Между карнизами под окнами кают-компании расположено название корабля: «КОНСТАНТИНЪ». По бокам кормы расположены две треугольные в плане пристройки в которых располагались офицерские ванные и туалеты. Пилястры и карнизы окрашены красной охрой и вызолочены. Окна — стеклянные. Носовая часть (гальюн) составляет единое целое с корпусом судна (введено Р. Сеппингсом).

Рангоут:

Фок: фок-мачта, фор-стеньга, фор-брам-стеньга. Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей. Марса-лисель-спирты и брам-лисель-спирты. Трисель мачта с гафелем

Грот: грот-мачта, грот-стеньга, грот-брам-стеньга. Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей. Марса-лисель-спирты и брам-лисель-спирты. Трисель мачта с гафелем

Бизань: бизань-мачта, крюйс-стеньга, крюйс-брам-стеньга. Реи бизань мачты: бегин-рей, крюйс-марса-рей, крюйс-брам-рей. Трисель мачта с бизань-гиком и бизань-гафелем.

Мачты оснащены салингами и марсовыми площадками.

Нос: бушприт, утлегарь, бом-утлегарь, блинда-рей, мартин-гик.

Стоячий такелаж: штаги (частично были утрачены и реставрированы), ванты (ванты, стень-ванты, брам-ванты, контр-ванты на марсах), топенанты реев.

Бегучий такелаж представлен частично, либо сохранился не полностью. Реи фок- и грот-мачт оснащены пертами и блоками (до брам-реев), имеются частично брасы и гитовы. Частично охранился бегучий такелаж контр-бизани.

Паруса:

Фок-мачта: Фок (1 рифовый бант), фор-марсель (4 рифовых банта), фор-брамсель (1 рифовый бант), фор-бом-брамсель

Грот-мачта: Грот (1 рифовый бант), грот-марсель (3 рифовых банта), грот-брамсель (1 рифовый бант), грот-бом-брамсель

Бизань-мачта: крюйс-брамсель (3 рифовых банта), крюйс-брамсель (1 рифовый бант), крюйс-бом-брамсель, контр-бизань.

Нос: три косых паруса – фор-стаксель, кливер, бом кливер

Якоря: в носовой части четыре становых якоря – (адмиралтейские якоря системы Паркера с деревянным штоком).

Флаги: кормовой Андреевский флаг на контр-бизани.

«Великий князь Константин» – 120-ти пушечный линейный корабль* типа «Двенадцать апостолов». Построен в Спасском адмиралтействе г. Николаева корабельным мастером капитаном С.И. Чернявским. Заложен в 1850г. Спущен на воду 1852 г. В строю с 1853 г. Последний из трех кораблей этого типа. Второй из них – «Париж» был также построен в Спасском адмиралтействе и спущен на воду в 1849 г.

Первый из кораблей этой серии – «Двенадцать апостолов» был заложен на Николаевской верфи в 1838 г. и спущен на воду в 1841 г. Проектные работы были выполнены начальником Николаевского корпуса корабельных инженеров полковником Д.И. Воробьевым. Строительство велось М.П. Чернявским под руководством адмирала М.П. Лазарева. Поскольку М.П. Лазарев и С.И. Чернявский были сторонниками английской системы судостроения, то в конструкции были применены все усовершенствования, которые применялись на английских верфях в первой трети XIX в. Основным прототипом являлся «HMS Queen» корабль типа «Новая Каледония», который уже в процессе постройки был перебран заново сарваером флота Уильямом Саймондсом, который изобрел новую систему крепления трюма — деревянный диагональный набор был почти полностью заменен железным. Также У. Саймондс ввел ряд других улучшений, в т.ч. эллиптическую форму кормы, что значительно улучшало технические характеристики судна.

На постройку «Двенадцати Апостолов» пошло 353 кубич. фута дубового леса, 100 кубич. футов соснового леса, 1800 пудов гвоздей, 4000 пудов меди, 14 000 пудов железа, 300 штук железных виловатых книц, 700 пудов орехового дерева, 5300 штук медных обшивочных листов, 180 пудов конопляного масла, 120 пудов мела, 30 пудов сала, 1200 пудов жидкой смолы, 400 пудов густой смолы. Было задействовано 520 человек мастеровых — плотников, пильщиков, кузнецов, столяров, конопатчиков и рабочих других специальностей. Смета на материалы составила 699777 руб. 30 копеек.

(Гребенщикова Г.А. Линейный корабль «Двенадцать апостолов». – М., 2016. – С.)

Все три корабля этого типа были мощнейшими в своем классе в Российском флоте. Особенностью кораблей этого типа – мощные 68-фунтовые бомбические пушки на гондеке. Однако уже ко времени спуска на воду «Великого князя Константина» английские технологии ушли далеко вперед и в период Крымской войны в британском флоте уже активно использовались паровые суда.

Командир корабля в период 1853 — 1855 гг. Л. А. Ергомышев (1808–1859) – капитан 1-го ранга российского флота, участник Синопского сражения и обороны Севастополя во время Крымской войны, кавалер ордена «Святого Станислава» 3 степени, ордена «Святой Анны» 3 степени, ордена «Святого Владимира» 3 степени, ордена «Святого Георгия» 4 степени.

В составе эскадры контр-адмирала Новосильского «Великий князь Константин» участвовал в Синопском сражении. За четыре часа Синопского сражения корабль «Великий князь Константин» сделал 2466 выстрелов (по другим данным — 2602 выстрела), потерял восемь человек убитыми, 26 — ранеными. Корабль получил тридцать пробоин и повреждения всех мачт.

Из рапорта П. С. Нахимова А. С. Меншикову о Синопском морском сражении 29 ноября 1853 г.:

Корабль «Вел. князь Константин» (капитан 2-го ранга Ергомышев), приняв правою скулою град ядер, книпелей и картечи, стал на якорь вскоре после адмиральского корабля «Императрица Мария» и, задержавшись на шпринге, открыл сильный батальный огонь правым бортом по батарее № 4 и по 60-пушечным фрегатам «Навек-Бахри» и «Несими-Зефер». Меткими бомбическими выстрелами «Константин» взорвал на воздух фрегат «Навек-Бахри» через 20 минут по открытии огня; взрыв этот осыпал обломками и телами батарею № 4, которая, временно прекратив огонь, начала потом снова действовать, но уже заметно слабее. Поворотившись на шпрингe, корабль «Вел. кн. Константин» стал бить тогда фрегат «Несими-Зефер»- и 24-пушечный корвет «Неджми-Фешан»; в час пополудни цепь фрегата была перебита, и его отбросило ветром на остатки мола против греческого предместия; вскоре корвет также отброшен на берег к батарее № 5 и на корабле «Великий князь Константин» ударили отбой.

(цит. по Гребенщикова Г.А. Линейный корабль «Двенадцать апостолов». – М., 2016. – С. 185-186). Синопское сражение было последней битвой парусных флотов в морской истории.

В декабре 1853 года «Великий князь Константин» был поставлен у входа в Южную бухту и до апреля 1854 года на нём держал свой флаг начальник штаба Черноморского флота Корнилов. 2 октября 1854 года корабль встал на рейде у Курийной балки. В январе 1855 года на корабле ещё оставалось 337 человек и 90 орудий.

(Чернышев А.А. Российский парусный флот. Том I – М.: Воениздат, 1997 – С. 168)

28 августа 1855 года корабль затоплен на Севастопольском рейде, при расчистке бухты в 1857-61 гг. – взорван.

Тактико-технические характеристики:

Водоизмещение, т:

полное 4789,98

порожнего корабля  3848,40

Длина между перпендикулярами, футов-дюймов, (м)   211-2   (64,36)

Ширина у грузовой ватерлинии, футов—дюймов, (м):

без обшивки.  57-10   (17,68)

с обшивкой .  59-6(18,14)

Глубина интрюма от киля до верхней кромки гон-дек бимса, футов-дюймов, (м)  27-6 (8,38)

Длина по гон-деку, футов—дюймов, (м)  208-9  (68,63)

Длина киля, футов—дюймов, (м)  193-9  (59,06)

Углубление в полном грузу, футов—дюймов, (м):

ахтергитевнем   25-9 (7,85)

форштевнем     24-6 (7,47)

Площадь парусов, м2. около 4000

Скорость хода, узлов 12

Артиллерийское вооружение:

68-фунтовых бомбических пушек, 28       (первоначально  — 32)

длинных 36-фунтовых пушек 4 (поставлены вместо 68-фунтовых бомбических)

коротких 36-фунтовых пушек                 34

36-фунтовых пушко-карронад                 34

24-фунтовых пушко-карронад                 24

Экипаж, человек…до 1000 (в т. ч. 12 офицеров)

В июле 1853 перешел из Николаева в Севастополь и после установки артиллерии вышел в море на испытания. 12 августа стоял на Севастопольском рейде в составе обороняющейся стороны во время учебной атаки флота с моря. С 17 сентября по 2 октября в составе эскадры вице-адмирала П.С. Нахимова перевез 1437 солдат и офицеров Белостокского полка 13 — й дивизии из Севастополя в Сухум — Кале. Участвовал в Крымской войне 1853 — 1856. 29 октября 1853 корабль во главе эскадры под флагом вице-адмирала В.А. Корнилова вышел из Севастополя на поиск турецких судов к румелийскому, а затем анатолийскому берегу. 11 ноября, не встретив противника, эскадра вернулась в Севастополь. 12 ноября в составе эскадры контр — адмирала Ф.М. Новосильского корабль вышел из Севастополя для усиления эскадры вице-адмирала П.С. Нахимова, блокирующей турецкий флот в Синопе. 16 ноября эскадры соединились. 18 ноября, участвуя в Синопском сражении, корабль подбил и заставил выброситься на берег фрегат “Несими — Зефер” и корвет “Неджеми — Фешан”, подавил береговую батарею, совместно с кораблем “Чесма” взорвал фрегат “Навек — Бахри”. За время боя сделал 2466 выстрелов. Потери составили: 8 убитых и 26 раненых. Корабль получил 30 пробоин, были повреждены все мачты. 22 ноября пришел в Севастополь, часть пути шел на буксире у парохода “Одесса”. В декабре 1853 поставлен у входа в Южную бухту. До апреля 1854 на корабле держал флаг начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов. 2 октября 1854 корабль встал на рейде у Курийной балки. В январе 1855 на нем оставались 337 человек экипажа и 90 орудий. 28 августа 1855 затоплен на Севастопольском рейде при оставлении города гарнизоном.

(Чернышев А.А. Российский парусный флот. Том I – М.: Воениздат, 1997 – С. 168)

* Ранг корабля или пушечный рейтинг – наиболее распространенный способ классификации боевых кораблей эпохи парусных флотов. Впервые был введен в Англии, секретарем Адмиралтейства Сэмюэлем Пипсом в 1677 г. для упорядочения делопроизводства и снабжения флота. Учитывалось только число длинных пушек на лафетах.

Литература:

Гребенщикова Г.А. Линейный корабль «Двенадцать апостолов». — М., 2016

Чернышев А.А. Российский парусный флот. Том I – М.: Воениздат, 1997 – 312 с.

Автор — Ирина Палтусова, заведующий отделом оружия