Восточная Европа в IX-XI веках оказалась на перекрестке транзитных путей единого рынка серебра, связывающего арабский Восток с Центральной и Северной Европой. Сотни тысяч серебряных дирхамов обогащали монетное обращение этих территорий и стимулировали экономическое развитие. Необходимость контролировать эти денежные потоки способствовала формированию государства, «костяком» которого стали речные пути Восточной Европы. Однако путь на Восток был не единственным, привлекавшим отважных торговцев-русов.
Блеск византийской империи, ее величественная архитектура, роскошь повседневной жизни высшего сословия, парчовые ткани, южные вина, вызывали восхищение северных варваров. И являлись недостижимым образцом. Свидетельством военных и торговых походов русов в Византию, путешествий по пути «из варяг в греки» являются находки византийских монет и товаров на территории будущей Древней Руси. И хотя малочисленность находок византийских монет не позволяет говорить об их существенном участии в товарно-денежных отношениях, именно золотые номисмы и серебряные милиарисии стали прообразом, которому подражали первые монеты Древнерусского государства – златники и сребреники. Золотая монета являлась, прежде всего, статусным атрибутом зарождавшейся элиты, символом принадлежности к княжеских посольствам в Ромейскую державу. Целые или обращенные в подвески номисмы встречаются лишь в богатых погребениях языческой эпохи, инвентарь которых указывает на то, что погребенные занимали верхушку социальной лестницы.
Серебряные милиарисии несли на себе изображение креста на Голгофе, потому обращенные в подвески они могли восприниматься как своеобразные «образки». Новообращенные христиане использовали их как предметы личного благочестия. Так, например, в одном из погребений Гнёздовского курганного могильника был найден редкий милиарисий Василия I и Константина (868-879) с бронзовым ушком.
Однако, при раскопках средневековых памятников, связанных с речными путями, археологи также сталкиваются с самым малым номиналом византийских монет – медным фоллисом.
Фоллисы – свидетели прямых и регулярных контактов населения региона с Византией. Будь то перемещение торговцев, наемников, религиозных паломников или прочих путешественников в византийский Херсон или сам Царьград – эти миграции приводили к изъятию монеты из обращения империи. Такие фоллисы вне ареала их обращения превращались в символический предмет, памятный сувенир о предпринятом путешествии. Если же такая поездка могла повториться, прагматичные торговцы решали сохранить разменную монету для будущих трат на рынках имперских городов.
Автор – Шевцов А.О., младший научный сотрудник отдела археологических памятников.