18 мая — День музеев #ЯЛюблюГИМ

18 мая отмечается Международный день музеев. Мы попросили сотрудников ГИМ написать несколько слов о музее — получились настоящие признания в любви.

Татьяна Иванова, старший научный сотрудник отдела тканей и костюма:

Первая встреча с Историческим музеем произошла в младших классах школы. Весь наш класс привезли из подмосковного городка, где я тогда жила. От этого события остались смутные воспоминания, но особенно запомнились бивни мамонта. Позднее была учеба в университете: весь первый курс мы проучились рядом с музеем. Даже когда я бежала из метро на занятия, находила минутку времени, чтобы полюбоваться его зданием. На старших курсах нас приводили на экскурсии в фондовые отделы, где рассказы сотрудников и показанные вещи наполняли глубокими впечатлениями. На последнем курсе, во время краткой педагогической практики в школе № 56 на Кутузовском проспекте, один из уроков истории я провела во владимиро-суздальском зале музея.

После университета меня распределили на работу в Суздальский музей, но часто мне приходились бывать в ГИМе во время встреч с работавшими там однокурсниками. Самым ярким событием того времени стала выставка «Сокровища ГИМ». Через некоторое время меня приняли на работу в музей.

Не сразу удалось разобраться в особенностях внутренней планировки здания и оценить уникальность архитектурно-инженерного проекта строительства на склоне Боровицкого холма над карстовой пустотой под фундаментом. Постепенно происходило знакомство с памятниками, входящими в состав огромного собрания музея. Было невозможно не ощутить особенную атмосферу хранительских отделов, читальных залов отдела рукописей и библиотеки и, конечно, залов музейной экспозиции. Летом 1985 года, перед проведением очередного фестиваля молодежи и студентов, фасады музея, в связи с ремонтом, были обнесены лесами. Тогда были организованы ночные дежурства сотрудников, которые каждые три часа участвовали вместе с охраной, пожарными и техническими службами в обходах по всем музейным залам. Дважды и я оставалась в ночном музее. Проглядывавшие сквозь таинственный полумрак экспонаты в витринах, мимо которых мы проходили, вызывали ассоциации с персонажами сказок Андерсена.

Быстро пришло осознание, что музей — второй дом, и среди тех, кто в нем работает – много прекрасных специалистов и хороших людей. Они не только выполняли требующую усидчивости и педантизма повседневную фондовую работу, но и старались создать впечатляющие зрителя выставки. В лектории музея для сотрудников проводились концерты и показы интересных кинофильмов, которые не всегда можно было увидеть в кинотеатрах. Силами музейной самодеятельности проводились замечательные капустники и спектакли. Устраивались веселые новогодние елки для детей сотрудников и даже конкурсы пирогов.

Татьяна Иванова, старший научный сотрудник отдела тканей и костюма
Татьяна Иванова, старший научный сотрудник отдела тканей и костюма

Постепенно музей стал необходимой частью жизни, общение с коллегами и музейными коллекциями — насущной потребностью. Как и мои коллеги, я понимаю, что главным достоянием музея являются его сотрудники. Именно они смогли преодолеть многие трудности долгой музейной истории, особенно в первые годы советской власти, когда решался вопрос о самом существовании музея, во время Великой Отечественной войны и в затяжной период последнего капитального ремонта. Я горжусь тем, что являюсь частицей этого сообщества и признаюсь в любви к музею, который позволил мне прикоснуться к овеществленной истории. Моя задача – сделать максимум для того, чтобы его полюбили и другие.

Анастасия Песчаненко, лаборант отдела тканей и костюма:

Я работаю в Государственном Историческом музее в отделе тканей и костюма. Расскажу свою историю о моей жизни в музее.

Начну с того, что в музей я первый раз пришла в 10 лет и это стал мой самый любимый музей в Москве. Каждые школьные каникулы я приходила в него. С удовольствием ходила, рассматривала экспонаты, представленные в залах. Мне очень нравилось, что, заходя в зал, погружаешься в ту эпоху, который он посвящён. Раньше, заходя в каждый зал, ты мог взять при входе бумагу с рассказом о том, какой эпохе он посвящён, сейчас об этом нам напоминают пластиковые карманы под табличками с информацией о зале. Так у нас с подругой было целое портфолио с историями из залов, как маленький музей в кармане. И главной забавой было собрать все эти рассказы по эпохам, чтобы у тебя не было пропусков по залам. Конечно, за один раз это было невозможно сделать, поэтому мы старались каждые каникулы попасть в музей. А главное, что, прогуливаясь по залам, мы старались в каждом из них найти вещь, которая нам очень понравится и сфотографировать ее, а потом рассказывали о ней друг другу. Вот так музей приучал нас к исследовательской деятельности. Каждый из нас мечтал там потом работать, но после школы я пошла учится на экономиста, а она на учителя. Но любимый музей я не забыла.

. Песчаненко - научный сотрудник отдела тканей и костюма
Анастасия Песчаненко, лаборант отдела тканей и костюма

И когда мне в 2009 году предложили пойти работать лаборантом в Историческом музее, я была очень счастлива и сразу согласилась. Ведь главная мечта моей жизни – работать в музее, исполнилась. Пришла я на собеседование в отдел тканей и костюма, где заведующая рассказала мне о моих обязанностях. Вот настал мой счастливый первый рабочий день (5 октября 2009 г.), тогда отдел готовился к переезду из Крутицкого подворья в здание бывшей Городской думы. Мне выпала уникальная возможность, ведь во время переезда все вещи, которые хранятся в отделе можно увидеть и потрогать. Когда я помогала хранителю упаковывать не просто музейные вещи, можно сказать, историю нашей страны, в коробки, я испытывала счастье. Ведь каждый музейный предмет это не просто вещь, а целая история. Когда вещи перевезли в новое хранилище, их новый дом, стали раскладывать по шкафам и записывать топографию в картотеку. Можно сказать, что это прямо как нас записывают при рождении и выдают свидетельство о рождении, затем регистрируют по месту проживания. Так же и музейный экспонат живет в своем мире, его записывают, регистрируют. И как человек, покидая место своего постоянного проживания, ставит отметки в документах, когда путешествует, так и музейный экспонат живет в своем мире музейных предметов, в своей стране, а городом этой страны является сам музей. Я люблю свою работу. И важно для меня то, что мой труд в отделе, будь то изготовление номерков для вещей или отмечание их топографии в картотеке, это мой отпечаток в истории данного музея. Ведь музей — это страна вещей и памяти о людях. Мой самый любимый город в этой стране музеев — это Исторический музей.

Н. Углева - старший научный сотрудник отдела дерева и мебели
Наталья Углева, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели

Наталья Углева, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели, по В.Г. Белинскому:

Любите ли вы Исторический музей так, как люблю его я, то есть думая о нем чаще, чем о семье своей, или, тем более о себе, с непроходящим с годами энтузиазмом и наивной надеждой о способности улучшить его, служа верно и не ожидая, что эта любовь будет ответной?

Или, лучше сказать, можете ли вы не любить ГИМ больше всего на свете, даже исключая мысли о благосостоянии и самочувствии? И в самом деле, не сосредотачиваются ли в нем почти все самые для вас близкие люди, думающие так же как вы и мечтающие о том же? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, своеобразная призма восприятия мира, когда при всяких обстоятельствах вы думаете о неоконченном тексте, ищете знакомые очертания предметов даже в современном кино, размышляете о том, что еще успеете сделать, хотя времени остается все меньше и меньше, как воды в исчезающем некогда казавшемся вечным Аральском море?

Какое еще здание за пределами дома, появляющееся в СМИ чаще, чем Кремль, способно пробуждать вашу память и вызывать впечатления небывалого счастья открытий, дружбы, основанной не только на взаимной симпатии и доверии, но чувстве товарищества профессионалов высшей пробы, все чаяния которых направлены на одно — хранение величайшего из сокровищ мира.

И вот, сколько не было бы вам лет, опять настало утро, вы приближаетесь к знакомым стенам, открываются массивные двери — и душа ваша предощущает в знакомых звуках и даже запахе те впечатления, которые готовятся поразить ее; ГИМ — и перед взорами вашими возникает царственность архитектуры, величие истории нашей, судеб человеческих, великолепие искусства российского!

Н. Гончарова - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели
Наталья Гончарова, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели

Наталья Гончарова, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели:

Почему я люблю ГИМ.

Мы все привыкли к аббревиатуре ГИМ — Государственный Исторический музей. И мало кто задумывается, что это не его природные название. Оно чуть упрощает, скрывает подлинное гордое имя – Российский Императорский музей. Его создала Династия, осознав, наконец, через века, через собственные ошибки и противоречия, что страна нуждается в таком памятнике — памятнике земли русской и истории своего народа. Вот почему стоит он в сакральном месте нашей страны — на Красной площади, а его здание построено лучшим архитектором своего времени — В. И. Шервудом.

Немцы, итальянцы, татары, грузины или евреи, пожив в этой стране, на этой земле, становились русскими, влюблялись и кровью своей защищали эту землю. Поэтому, до сих пор идут споры, что же такое русские — нация это или народ. И нет конца бесконечным спорам.

Более чем тысячелетнее прошлое этой державы сосредоточено в стенах музея на Красной площади: берестяная икона XI века, золотошвейные пелены, рубаха морехода XVII века, автографы Наполеона, Пушкина, Гоголя, древние рукописи, тронные кресла первых Романовых, крестьянские расписные сани и прялки, купеческие сундуки… В музее представлены все сословия, их культура, менталитет и чувства прекрасного, те ценности, что формировались и копились на протяжении веков. Это не просто шедевры, в этом музее хранится сердце народа. Вот почему я люблю Государственный Исторический музей.

Людмила Костюкевич, сотрудник отдела смотрителей:

Хочется вспомнить известную фразу В.Белинского:

«Любите ли вы театр так, как я люблю его…»

И сразу в памяти великолепный монолог Татьяны Дорониной в фильме «Старшая сестра».

Почему такая параллель?

Да потому что «Театр» и «Музей» – это искусство,великое и вечное. Я каждый день прикасаюсь к тому, что так кардинально изменило мою жизнь.

Я работаю в МУЗЕЕ!!!

Это мой музей, это второй мой дом, в котором мне так хорошо, так уютно, так интересно!

Интересно не только то, что я вижу каждый день в залах музея, но это и люди, которые приходят сюда, чтобы прикоснуться к тому, что приходит в нашу жизнь единожды и навсегда!

Я люблю тебя, мой Музей!

Я очень скучаю по твоей величественной тишине и очень жду нашей встречи!

А пока… Пока есть онлайн-встречи с тобой дома!

Это здорово!!

 

Наталья Мангилева, сотрудник отдела смотрителей:

Здравствуйте дорогие сослуживцы! Я недавно работаю в музее. Посещала его, как посетитель, в 1997 году. Работая здесь, испытываю гордость за сохраненные и представленные экспонаты, которые нас погружают в эпоху разных времен, наделяя представлениями о них. Спасибо за участливое хранение достояния Великого Государства Российского. Благодарю за теплые отношения друг к другу.

С уважением ко всем, Наталья Николаевна Мангилева, сотрудник отдела смотрителей.

Анна Свиридонова: 

Говорят, что когда женщина беременна, ей рекомендуется смотреть на нежные, красивые, изысканные вещи, хотя бы даже если она много работает, в минуты отдыха пытаться найти эти островки эстетики для пользы своей и будущего малыша.

Моя мама со всей серьезностью подошла к этому вопросу и все свободное от работы время ходила по музеям, главным образом, историко-бытовой направленности. Наверное, именно поэтому, когда я научилась изъясняться с окружающим миром, на вопросы «куда мы сегодня пойдем?» неизменным ответом было «в музей!».

К сожалению, я совершенно не помню себя в этом возрасте, но по рассказам и фотографиям знаю, что Государственный Исторический Музей входил в тройку моих любимых музеев Москвы. Если «уходить в историю», то на весь день, с прицелом обойти всю основную, знакомую до расположения экспонатов и надписей на этикетках экспозицию, зайти на все временные выставки и после купить к ним открыток и книг.

Эта традиция не уходит из нашей семьи по сей день. Каждый сезон расписной потолок, объятая желтым, почти церковным светом, сенная комната Исторического музея встречает нас и останавливает время. Ты погружаешься в невероятный поток смены стилей и эпох – то лубочных фантастических зверей, то первобытных дремучих людей, то утонченного этикета Романовского периода. Не знаю, сколько раз я могу смотреть на все это – мне, кажется, что бесконечно!

Сейчас, когда пишу эти строки, я спрашиваю себя: а какая выставка мне запомнилась больше всего? Первое, что мне пришло на ум, это привезенная «терракотовая армия». Кажется, это было в 2006 году. Было очень интересно посмотреть на них, но, зная, что это почти что настоящие человечки – даже как-то страшно! Любопытство подогревали и родители: мама упирала на уникальность самого события – экспонирования легендарной армии в Москве, папа, увлеченный восточными единоборствами, на саму культуру и историю великой цивилизации. Я очень ждала этого похода в музей, и мне кажется, что помню в деталях каждого воина, каждую колесницу, лошадь, даже темная комната, где крутили познавательный фильм, детально всплывает в моей памяти…

В феврале этого года мы последний раз до карантина побывали в Историческом. Это были две великолепные выставки – «Русская свадьба» и

«Час потехи». Ничего не предвещало беды, и я подумала, как здорово, что Исторический музей так активно развивается, выставки поданы в совершенно новом формате, что же будет дальше?

А дальше наступил карантин. Все мы надеемся на лучшее, что люди, если не перестанут болеть, то хотя бы перестанут умирать, будут создаваться семьи, рождаться дети, приезжать туристы из других городов России и других стран планеты Земля, а Исторический музей порадует нас новыми, не менее интересными выставками!!!