Коронация в России – публичный торжественный ритуал возведения на престол самодержца. Сложный обряд со строго установленной церемониальной последовательностью состоял из принятия монархом символов власти и официально закреплял за ним права на царствование. Огромное значение при этом имело утверждение легитимности верховной власти и преемственности царской династии. Церемониал посвящения в верховные «самовластители» был заимствован из Византии. Это был регламентированный чин венчания на царство, первоначально – чин «поставления» на великое княжение. Отличительной чертой венчания на царство являлось сочетание светских и церковных обрядов, характерных для придворного церемониала. На русской почве он претерпел ряд изменений и в главных чертах удержался до конца XVII в. Неизменными оставались «великий выход» государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля и «восседание» на троне. Восхождение на царство нового правителя сопровождалось народными гуляниями. Русский властитель, не прошедший царской инициации, не мог считаться самодержцем.
Усиление императорской власти во всех сферах российского общества и активное развитие книгопечатания в XVIII в. привели к появлению изданий, посвященных коронациям русских монархов из династии Романовых.
Историко-культурная ценность коронационных альбомов, в первую очередь, обусловлена тем огромным значением, которое имел акт коронации для российской государственной власти и общества, а также их неоспоримыми художественными достоинствами. В наши дни коронационные издания – большая библиографическая редкость.
Первым роскошным коронационным альбомом стало «Описание коронации ея величества императрицы, и самодержицы всероссийской, Анны Иоанновны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве, 28 апреля 1730 году» (Москве, 1730).
Книгу большого формата (32,0х21,0 см) украшают 14 листов великолепных гравюр, иллюстрирующих ход церемонии, и фронтиспис – портрет императрицы. Подготовка издания была поручена выдающемуся ученому и государственному деятелю В.Н. Татищеву, принимавшему участие в коронации в качестве обер-церемониймейстера. Первоначально предполагалось напечатать «Описание» на русском, немецком и французском языках. По именному указу Анны Иоанновны текст «Описания коронации» на русском языке было решено напечатать в Москве, а «чертежи»-рисунки гравировать в Санкт-Петербурге. Каждый рисунок подвергался тщательному анализу, замечания отсылались в Академию наук библиотекарю И.Д. Шумахеру, контролировавшему подготовку гравюр. Переписка ответственного за издание Татищева и Шумахера содержит сведения о трудностях, возникавших в процессе работы. Например, В.Н. Татищев отмечал, что «процессия коронования, за поспешностью рисующаго, в лицах и телах весьма неискусна», неверна перспектива Успенского собора и т. д. Для исправления рисунки были переданы голландцу О. Эллигеру и немцу Х.А. Вортману, наиболее известным граверам той эпохи. Для издания не хватало бумаги и красок. Татищев призывал граверов ускорить работу, а материалы «где можно брать». В результате издание на русском языке увидело свет в Москве в 1730 г. В следующем году книга с текстом на немецком языке была выпущена в Петербурге. Французский вариант перевода так и не вышел: он не понравился вице-канцлеру А.И. Остерману.
На первых страницах книги опубликован Манифест 16 марта 1730 г. об установлении дня коронации и о подготовке к ней. По всей Москве в течение трех дней объявлялось о предстоящем событии, а в Успенском соборе Московского Кремля шли приготовления к церемонии. В альбоме рассказывается, как торжественно был украшен собор: в центральной части под балдахином из бархата устроили двухметровое тронное возвышение. На троне поставили инкрустированное драгоценными камнями кресло для императрицы и покрытый золотой парчой стол для государственных регалий. Пол в соборе был устлан сверкающими золотом коврами. Насыщенный ярко-красный цвет, золото и серебро составили основу цветовой гаммы.
Коронация проходила 28 апреля 1730 г. Весь церемониал был продуман до мелочей. Ранним утром в день коронации для сбора полков в Кремль были произведены залпы из одиннадцати пушек. Знатные лица и члены императорской фамилии стали собираться для участия в торжествах. Вскоре из Мастерской (Оружейной) палаты вынесли императорские регалии: корону, скипетр, державу и мантию. Далее в альбоме подробно, буквально шаг за шагом, описаны шествие Анны Иоанновны и ее свиты из дворца в Успенский собор, церемония коронации и церковная служба. По окончании службы поздравительную речь произнес архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович). Позже процессия направилась в Архангельский и Благовещенский соборы, а затем в Мастерские палаты. Там государыня собственноручно жаловала придворным золотые и серебряные медали и повелела объявить о награждении приближенных различными чинами и титулами. После этого Анна Иоанновна прошествовала на обед.
Коронационные торжества сопровождались приемами, балами, иллюминацией, праздничным фейерверком и различными представлениями. Перед Грановитой палатой был организован праздник для народа. На рундуках разместили двух жареных быков, начиненных различной птицей, а рядом из двух фонтанов било белое и красное вино, «которое дано народу в вольное употребление». На Соборной площади от Красного крыльца к колокольне Ивана Великого был протянут канат, «по оному ходил Персианин, и по доволном его танцовании, и протчих забавах спустился назад». Устроители празднеств старались удивить императрицу и высокопоставленных лиц. Для ужина в Золотой палате накрыли столы, между которыми установили фонтаны. Вода из них ниспадала в бассейны с рыбами. Автор текста с восхищением отмечал:
«…онои стол так хороше и видению приятен был, что описать немочно…».
Всевозможные увеселения продолжались в Головинском дворце: играла музыка, танцевали дамы и кавалеры. На улице в шатрах гостей потчевали «конфектами» и «охлаждающими питьями, и изящными вины». После захода солнца загорелись огни: аллеи, лестницы, беседки осветили более 20 000 лампад.
Москвичи как могли старались украсить свои дома. В Немецкой слободе знатные особы и иностранные министры устроили разноцветную причудливую иллюминацию на аллегорические сюжеты. Особенно отличился испанский посол. По его распоряжению архитектор подготовил сложную композицию из триумфальных ворот и арок, выполненных из разрисованного под мрамор дерева. Колонны ворот, украшенные картинами и медальонами, поддерживали статуи – аллегории силы, милосердия, славы и религии. Особенно поражали два транспаранта с портретами царицы в полный рост. Они были исполнены на тонком полотне и ночью светились изнутри. Тысячи свечей, горевших в темное время суток, усиливали зрелищность декорации. После праздника в Головинском дворце Анна Иоанновна возвращалась в Москву через Немецкую слободу. Императрице понравилась иллюминованная арка у дома испанского посла, она велела остановить карету и в знак благодарности позволила поцеловать свою руку.
До 5 мая мероприятия следовали одно за другим. В этот день ко Двору были «званы» представители высших российских военных и гражданских чинов, донского, яицкого и гребенского казачества, слободского купечества, владельцы шелковых, суконных и полотняных мануфактур, духовенство, знатное шляхетство и иностранные министры. После окончания аудиенции для придворных были устроены бал и ужин. Блестящим завершением коронационных торжеств стал фейерверк. гравюру с его изображением подарили всем присутствующим вельможам.
Любопытна история создания фронтисписа книги – портрета Анны Иоанновны. Императрица изображена на фоне дворцового интерьера в классической церемониальной позе: в полный рост, пышном парадном платье и короне, на плечи накинута мантия со шлейфом. В правой руке она держит скипетр, левой касается державы, лежащей на подушке на столе. Первый вариант портрета работы О. Эллигера не удовлетворил императрицу, так как оказался «нимало не сходен» и был заменен другим, гравированным резцом и пунктиром Х.А. Вортманом с оригинала Л. Каравака. Для скорейшего изготовления медной доски оригинал был послан в Петербург. В.Н. Татищев писал И.Д. Шумахеру:
«При сем посылаю до вас портрет е. и. в., с которого прикажите вырезать и печатать как можно наискоряе».
Он просил Шумахера отправить ему 500 экземпляров гравюр, остальные же допечатать в случае необходимости.
Титул издания достаточно прост, хотя шрифт очень тонок и декоративен. Заглавие состоит из семи строк с хорошо выделенными основными словами – «Описание коронации… Анны Иоанновны». В конце большинства строк стоят запятые. Единственным украшением листа является декоративная виньетка высокой печати. Особое внимание привлекают складные иллюстрации: торжественное шествие в Успенский собор и коронация. Интересно, что там, где фигуры достаточно малы, императрица хорошо заметна, она как бы выдвинута на первый план среди множества окружающих ее людей. Изображения участников торжества, находящихся на площади и в соборе, обозначены номерами, а ниже названы их имена и титулы. На одной из гравюр альбома представлена корона Анны Иоанновны. Два, разделенных поясом ажурных полушария, усыпаны крупными и мелкими бриллиантами; под алмазным крестом, венчающим корону, помещен удивительный по величине турмалин. Мастерство гравера позволило ему одними черными штрихами передать блеск громадного количества драгоценных камней.
Сравнение различных экземпляров «Описания …» позволило исследователям установить, что шесть гравюр книги: «Церемония коронования…» с указанием мест в соборе, «Цепь ордена св. Андрея», «Герольдмейстер», «Трон императорской», изображение медалей, лист «Богом избранна» существуют в двух вариантах, отличающихся размером, штриховкой и др. деталями. В альбоме Исторического музее гравюры первого варианта.
Альбом – настоящий шедевр русского книжного искусства XVIII столетия. По мнению известного библиографа и антиквара Н.С. Соловьева, «описание коронации Императрицы Анны, по богатству иллюстраций, и по качеству их, может быть поставлено наряду с лучшими заграничными изданиями этого рода». Предполагается, что тираж издания составил 1200 экземпляров, 50 – с раскрашенными от руки гравюрами.
Автор — И.Л. Фомина, старший научный сотрудник отдела книжного фонда