#MuseumWeek Печатный станок — Блог Исторического музея

#MuseumWeek Печатный станок

Тема субботы, 15 мая, Музейной недели — технологии. Сегодня рассказываем об одной из важнейших из них.

К середине XVI века в России происходит ряд важнейших событий, оказавших большое влияние на все сферы развития общества той эпохи. Завершается объединение русских земель в единое государство, центром которого становится Москва. В ней же, в 1547 году, происходило и венчание на царство Ивана IV(Грозного).

Период правления первого русского царя был ознаменован целым рядом преобразований, которые затронули и книжное дело. По мере становления государственности остро ощущался недостаток литературных изданий, а те, которые существовали на данном этапе, требовали существенного исправления, с целью дальнейшего распространения. Все это побудило Ивана Грозного и митрополита Макария организовать книгопечатание. И в 1563 году, в районе Китай-города, на средства царской казны, было сооружено  каменное здание первой русской типографии, во главе которой становится дьякон церкви Николы Гостунского, что в Кремле, Иван Фёдоров. Именно этим человеком и был создан первый печатный станок, уникальная  копия которого хранится в Государственном Историческом музее.

Станок книгопечатный, первая половина XVII в.
Станок книгопечатный, первая половина XVII в.

Состоит он из массивной рамы, служащей опорой для винтового  пресса, неподвижной платформы и талера, задвигающегося под пиан, рукояти — куки, регулирующей движение пресса, второй короткой рукоятки с боковой стороны, регулирующей движением талера во время печатания. Модель установлена на двух брусках, обеспечивающих свободное движение талера на платформе.

Печатание текста начиналось с набора строчки. В особую пластинку — верстаку — укладывали набранные строчки (в знаменитом «Апостоле» строка содержала 37 букв), всего в наборной полосе умещалось 25 строк. Рамку с набором ставили на талер. Батырщик (то есть рабочий у пресса) накатывал набор специальной типографской краской с помощью ручного валика или мацы — большой кожаной рукавицы. Краску делали из смеси вареного льняного масла и сажи. На декель клали лист чистой бумаги, прикрыв его сверху рашкетом. Поворотом боковой рукоятки талер задвигали под пиан. При повороте ручки  пиан опускался вниз и давил на талер.

Оборудование первой типографии было совсем простым. Оно состояло из печатного станка и нескольких наборных касс. К большому сожалению, всё это погибло при пожаре, который произошел в Москве в 1571 году. Тогда же сгорел и первый печатный станок, на котором работал Иван Фёдоров.

В память о первом русском книгопечатнике, просветителе, Великом труженике, обогнавшем своё время, русские мастера в XVII веке и сделали  точную копию печатного станка, за которым работал мастер, уменьшенную в шесть раз. Именно этот уникальный предмет и поступил в Исторический музей из библиотеки, находившейся при музее Московского печатного двора в 1938 году. Экспонат стал украшением коллекции музея, храня память об одном из великих событий в истории нашей страны.