Российский царственный дом Романовых — Блог Исторического музея

Российский царственный дом Романовых

В 1852–1858 годах в Санкт-Петербурге увидело свет художественно-историческое издание коллежского советника Григория Карловича Фридебурга (1818–1886) – «Российский царственный дом Романовых», первое в своем роде, поскольку в России до этого не было полного собрания портретов династии Романовых. Альбом издан с Высочайшего Е.И.В. соизволения и посвящен воспитанникам военно-учебных заведений. Выходил отдельными тетрадями, в которых литографированные портреты членов царского дома сопровождаются биографическими очерками. Годы выхода в свет установлены по датам цензурного разрешения каждой отдельной тетради. Большинство биографий – без указания авторов.

 

Часть очерков подписана и принадлежит историкам И.Е. Забелину (1820–1908/1909), П.П. Пекарскому (1827–1872), Я.Н. Турунову (1811–1873). Портреты напечатаны на мягкой высококачественной китайской бумаге, применявшейся для изготовления ценных иллюстраций. Ряд из них выполнен по рисункам живописца, акварелиста и литографа П.Ф. Бореля (1829–1898). Оригиналами для портретов послужили изобразительные источники XVII в. «Альбом Мейерберга» и «Титулярник», а также работы известных граверов XVIII в. Х.А. Вортмана (1692–1760) и Г.Ф. Шмидта (1712–1775), парадные живописные портреты, находившиеся в XIX в. в Романовской галерее Зимнего дворца и монастырях России. Читатель мог приобретать отдельные тетради по подписке.

 

Среди подписчиков были наследник престола, будущий император Александр II, великие княгини Елена Павловна и Мария Николаевна. В подписке участвовали и учебные заведения, находившиеся под их патронатом. Издатель считал долгом «оказать пользу» учебным заведениям низшего разряда. Были подготовлены три варианта литографий: нераскрашенные, раскрашенные вручную акварелью и сорок экземпляров, раскрашенные золотом и серебром. Для сохранения одинакового высокого качества литографий издание было отпечатано в ограниченном количестве. Экземпляр Исторического музея сплетен в два тома, литографии раскрашены акварелью.