Если сегодня задать вопрос: «Без чего невозможно представить Москву?», то, наверное, большинство ответило бы так: «Конечно же, без метро». Существующий как отдельный механизм со своим ритмом и установленными правилами, московский метрополитен давно стал неотъемлемой частью столицы, ее визитной карточкой.
О подземке столичные жители мечтали много лет. Первые проекты появились еще в начале прошлого века. Приступить к его строительству в 1931 году вынудил транспортный вопрос, портивший жизнь москвичей. После траснпортного коллапса 6 января 1931 года, случившегося из-за сильнейшего снегопада (тогда в городе на целый день встал весь общественный транспорт, от трамваев до извозчиков), стало очевидно, что без метро дальнейшее развитие города в условиях возросшего в разы пассажиропотока просто невозможно.
Начинать приходилось с нуля. В декабре 1931 года появилась первая шахта во дворе дома №13 на Русаковской улице. Семь рабочих начали копать мерзлую землю. В их арсенале было 8 лошадей, 1 грузовик и 80 комплектов сбруи. Лопаты приходилось одалживать у дворников.
Строительство метро было объявлено «первостепенной важности ударной стройкой». Куратором проекта по партийной линии стал один из ближайших соратников Сталина, его правая рука — Лазарь Каганович, зарекомендовавший себя жестким и эффективным управленцем. Кстати, до 1955 года московский метрополитен носил его имя. Объем выполненных работ и взятые темпы строительства для того времени были нереальными: за четыре года проложили 11,2 км пути, построили 13 станций и 17 вестибюлей первоклассной архитектуры.
Самой первой станцией московского метро считается станция «Сокольники». От нее стартовала дебютная поездка до станции «Парк культуры». При этом на перегоне «Охотный ряд» — «Библиотека имени Ленина» ответвлялся участок, шедший к станции «Смоленская». 15 мая 1935 года в 5.48 утра в метро был пущен ток, и спустя четыре минуты из депо выехал самый первый четырехвагонный поезд. А уже в 6.45 открылись двери всех станций. Чтобы попасть в метрополитен первыми, люди всю ночь стояли у вестибюлей, ожидая открытия.
В то время разменных автоматов и турникетов не было. Пассажиров пускали по бумажным билетам. Они были двух цветов: желтые – от станции «Сокольники» до «Парка культуры», красные – обратно. На билетах делались пометки о времени выдачи, так как они были действительны только 35 минут. Поначалу в метро спускались как в музей, совершенно не воспринимая его как общественный транспорт. Особый восторг вызывали «чудо-лестницы» — эскалаторы для спуска и подъема пассажиров.
В дни открытия первой очереди московского метрополитена по всему городу шли массовые гуляния, по размаху сопоставимые с большими революционными торжествами. Среди тех, кого чествовали в тот праздничный день на самом высоком уровне, была и Татьяна Викторовна Федорова. Ее каска, как памятная реликвия Метростроя, хранится в Историческом музее.
В 1933 году девчонкой она пришла строить метро по комсомольской путевке, в Метрострое прошла путь от землекопа до первой женщины-начальника шахты, позднее — до заместителя начальника московского Метрополитена.
Как вспоминала Татьяна Федорова, «мы, пробившись сквозь скальные грунты, вели тоннели через зыбкие пески, подземные реки». Однажды в шахте ее завалило грунтом – спасли члены бригады, откопав в кромешной темноте.
В физической выносливости эта «девочка из-под земли», как называли Федорову метростроевцы, не уступала парням. Вот только своих мускулистых рук она стеснялась и потому не любила открытую одежду.
Большим увлечением метростроевцев был парашютный спорт. В начале 30-х годов комсомол страны взял шефство над авиацией. И здесь тоже началось соревнование: предприятия посылали своих молодых сотрудников, юношей и девушек, обучаться летному мастерству.
Рабочие шахты, где прокладывала тоннели Федорова, заработав крупную премию, решили потратить деньги не на личные нужды, а на покупку самолета У-2. С всесоюзного авиационного слета в Туле Татьяна привезла заслуженный приз — большущий самовар.
День 15 мая 1935 года Татьяна Викторовна называла «прекрасным финишем» большого дела — в столице СССР зажглась символическая буква М, появилось долгожданное метро.
Авторы — О.В.Гранкина, Л.С.Лушина