85 лет назад, 15 мая 1935 года открылась первая линия Московского метро

Нагрудный знак « Метро им. Л.М.Кагановича 1935». СССР. Не позднее 1935 г.
Нагрудный знак « Метро им. Л.М.Кагановича 1935». СССР. Не позднее 1935 г.

Если  сегодня задать вопрос: «Без чего невозможно представить Москву?», то, наверное, большинство ответило бы так: «Конечно же, без метро». Существующий как отдельный механизм со своим ритмом и установленными правилами, московский метрополитен давно стал неотъемлемой частью столицы, ее визитной карточкой.

О подземке столичные жители мечтали много лет. Первые проекты появились еще в начале прошлого века. Приступить к его строительству в 1931 году вынудил транспортный вопрос, портивший жизнь москвичей. После траснпортного коллапса 6 января 1931 года, случившегося из-за сильнейшего снегопада (тогда в городе на целый день встал весь общественный транспорт, от трамваев до извозчиков), стало очевидно, что  без метро дальнейшее  развитие города в условиях возросшего в разы пассажиропотока  просто  невозможно.

Начинать приходилось с нуля. В декабре 1931 года появилась первая шахта во дворе дома №13 на Русаковской улице. Семь рабочих начали копать мерзлую землю. В их арсенале  было 8 лошадей, 1 грузовик и 80 комплектов сбруи. Лопаты приходилось одалживать у дворников.

Строительство метро было объявлено «первостепенной важности ударной стройкой».  Куратором проекта по партийной линии стал один из ближайших соратников Сталина, его правая рука —   Лазарь Каганович, зарекомендовавший себя жестким и эффективным управленцем.  Кстати,  до 1955 года московский метрополитен носил его имя.  Объем выполненных работ и взятые темпы строительства для того времени были  нереальными:  за четыре года проложили  11,2 км пути,  построили 13 станций и  17 вестибюлей первоклассной архитектуры.

Газета «Вечерняя Москва» 14 мая 1935 г.
Газета «Вечерняя Москва» 14 мая 1935 г.

Самой первой станцией московского метро считается станция «Сокольники». От нее стартовала дебютная поездка до станции «Парк культуры». При этом на перегоне «Охотный ряд» — «Библиотека имени Ленина» ответвлялся участок, шедший к станции «Смоленская». 15 мая 1935 года в 5.48 утра в метро был пущен ток, и  спустя четыре минуты из депо  выехал самый первый четырехвагонный поезд. А уже в 6.45 открылись двери всех станций. Чтобы попасть  в метрополитен первыми, люди всю ночь стояли у вестибюлей, ожидая открытия.

Фотография.Первый поезд у перрона станции «Охотный ряд». СССР. Москва.1935 г.
Фотография.Первый поезд у перрона станции «Охотный ряд». СССР. Москва.1935 г.

В то время разменных автоматов и турникетов не было. Пассажиров пускали по бумажным  билетам. Они были двух цветов: желтые – от станции «Сокольники»  до «Парка культуры», красные – обратно. На билетах делались пометки о времени выдачи, так как они были действительны только  35 минут. Поначалу в метро спускались как в музей, совершенно не воспринимая его как общественный транспорт. Особый восторг вызывали «чудо-лестницы» — эскалаторы для спуска и подъема пассажиров.

В дни открытия первой очереди московского метрополитена по всему городу шли массовые гуляния, по размаху сопоставимые с большими революционными торжествами. Среди тех, кого чествовали в тот праздничный день на самом высоком уровне, была и Татьяна Викторовна Федорова. Ее каска, как памятная реликвия Метростроя, хранится в Историческом  музее.

Каска метростроевца. Принадлежала Т.В.Федоровой. СССР.1930-е гг.
Каска метростроевца. Принадлежала Т.В.Федоровой. СССР.1930-е гг.

В 1933 году девчонкой она пришла строить метро по комсомольской путевке, в  Метрострое прошла путь  от землекопа до первой женщины-начальника шахты,  позднее  — до заместителя начальника московского Метрополитена.

Как вспоминала Татьяна Федорова, «мы, пробившись сквозь скальные грунты, вели тоннели через зыбкие пески, подземные реки». Однажды в шахте ее завалило грунтом – спасли члены бригады, откопав в кромешной темноте.

В физической выносливости эта «девочка из-под земли», как называли Федорову метростроевцы, не уступала парням. Вот только своих мускулистых рук она  стеснялась  и потому не любила открытую одежду.

Фотография. Спуск рабочих на митинг, посвященный вручению Красного знамени за ударную работу по строительству метрополитена СССР.Москва. 1934 г.
Фотография. Спуск рабочих на митинг, посвященный вручению Красного знамени за ударную работу по строительству метрополитена СССР.Москва. 1934 г.

Большим увлечением метростроевцев  был  парашютный спорт. В начале 30-х годов комсомол страны взял шефство над авиацией. И здесь тоже началось  соревнование:  предприятия  посылали  своих молодых сотрудников, юношей и девушек, обучаться летному мастерству.

Плакат. «Комсомол! Овладевай авиационной техникой». Художник И. Янг. Москва- Ленинград.1932 г.)
Плакат. «Комсомол! Овладевай авиационной техникой». Художник И. Янг. Москва- Ленинград.1932 г.

Рабочие шахты,  где прокладывала тоннели  Федорова,  заработав крупную премию, решили потратить деньги не на личные нужды, а на покупку   самолета У-2.  С всесоюзного авиационного слета в Туле Татьяна привезла заслуженный  приз — большущий самовар.

День 15 мая 1935 года Татьяна Викторовна называла «прекрасным финишем» большого дела  —  в столице СССР   зажглась символическая буква  М , появилось долгожданное метро.

Авторы — О.В.Гранкина, Л.С.Лушина