Продолжаем публикации Музейной недели! Тема пятницы 15 мая — климат. Рассказываем о необычном памятнике, требующим особых условий хранения.
В Государственном историческом музее хранится уникальная одежда из кожи и меха Катандинский халат, найденный в вечной мерзлоте среди прочих предметов в Большом Катандинском кургане на Алтае в 1865 г. академиком В.В. Радловым. Находка датируется примерно IV-III вв. до н.э. Считается, что это единственная сохранившаяся церемониальная одежда (кандис) из меха, относящаяся к пазырыкской культуре.
Халат представляет собой меховую одежду широкого покроя на меховой подкладке. Стан халата сшит из небольших кусочков красного, зеленого и коричневого меха, которые образуют рисунок, напоминающий чешую, украшен множеством деревянных и кожаных бляшек разных форм и размеров.
В 1921 г. халат поступил в ГИМ среди прочих предметов из бывшего Румянцевского музея. В то время он представлял собой бесформенный комок пересохшей кожи. В таком виде его нельзя было ни изучать, ни экспонировать. В 1934 – 1936 гг. проводились работы по реставрации халата. Предварительно он был размягчен глицерином и развернут. От времени кожа утончилась и рвалась при каждом неосторожном прикосновении, обнаружились большие утраты. Многие швы разошлись, куски кожи и меха висели лохмотьями. Таким образом, сохранность халата была крайне плохой. Было решено укрепить расползающийся мех на дублировочную хлопчатобумажную ткань. Для этого одежду демонтировали, отделив верх от подкладки, а затем разделив обе части на более мелкие детали (рукава, полы, спину). Каждая деталь пришивалась к дублировочной ткани. Укрепленные фрагменты затем были собраны в готовую одежду.
После реставрации халат длительное время экспонировался, являясь одним из ключевых предметов археологической экспозиции. Но, несмотря на проделанную реставраторами огромную работу, он продолжал разрушаться.
Со временем на стенках витрины стал появляться конденсат, быстро возобновляющийся после протирки стекла. Поглотитель влаги, помещенный в витрину, ситуацию не исправил.
В 2005 г. было принято решение изъять халат из витрины, подробно исследовать степень деструкции кожи, постараться выявить причины деструктивных процессов и, по возможности, найти способы приостановления разрушения уникального памятника.
На время поисков путей спасения халат был помещен в герметичный металлический шкаф, заполненный инертным газом аргоном (бескислородная среда). Для изучения состояния кожи и меха привлекались специалисты из различных научных организаций Москвы. После длительных тщательных исследований был сделан вывод о том, что в коже присутствует огромное количество воды, глицерина и продуктов его деструкции (напомним, что халат разворачивали с помощью глицерина). На этой питательной среде обнаружили ассоциации бактерий (видимо, почвенных), которые, собственно, и являлись разрушителями кожи.
После антимикробной обработки специально подобранным биоцидным средством халат снова демонтировали на отдельные детали по реставрационным швам. С помощью вакуума удалили глицерин, продукты его деструкции и излишек воды.
Стало понятно, что для укрепления расползающейся кожи абсолютно неприемлемы традиционные методы реставрации. Решили попробовать «аварийный» метод спасения руинированного памятника, заключающийся в формировании на поверхности и в объеме материала тонкой (1 – 3 мкм) пленки полимера из газовой фазы. Метод взят из авиационной отрасли и впервые был применен в библиотечной практике для реставрации обгоревшей бумаги.
Таким образом разрушение кожи было приостановлено. Но необходимо признать, что при этом мы получили материал, во многом утративший присущие коже свойства. На разных участках этого материала мы видим очень различную степень деструкции и, поэтому, разную реакцию на изменения окружающей среды, в особенности, относительной влажности и температуры. Тут мы столкнулись с еще одной очень сложной проблемой — создание оптимального режима хранения «халата». Ведь именно это решит дальнейшую судьбу многострадального уникального памятника и только тогда будут не напрасными титанические усилия, направленные на его спасение.
По изложенным выше причинам жесткое соединение деталей между собой могло бы привести к еще большему разрушению меха и кожи из-за неравномерных деформаций. Поэтому было решено не собирать фрагменты в готовую одежду.
В настоящее время Катандинский халат хранится в специально отведенной комнате отдела реставрации. За его состоянием ведется постоянное наблюдение. Влажность регулируется в ручном режиме с помощью увлажнителей. Даже в период самоизоляции мы находим возможность продолжать эту работу.
Очевидно, что для дальнейшего хранения или экспонирования этого ценного музейного предмета необходима эксклюзивная, специально сконструированная камера или витрина с регулируемыми климатическими параметрами – температурой, влажностью, освещенностью. В идеале, в бескислородной среде, например, в среде инертного газа.
В заключении отметим, что данная работа является пионерской, технологически очень сложной, требует тщательного научного подхода, временных и материальных затрат. Хочется надеяться, что они будут не напрасными.
Автор — Ольга Лантратова