В одном из залов Исторического музея, посвящённом русской культуре времён Московской Руси, представлена икона «Спас Вседержитель» работы прославленного живописца XVII века, государева изографа Симона Ушакова.
Эта икона была написана в 1668 году по заказу царя Алексея Михайловича для местного ряда иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве и поступила в Исторический музей после революции, когда храм был закрыт.
В середине XVII века настоятелем этой церкви был протопоп Андрей Савинов – духовник государя Алексея Михайловича, поэтому она пользовалась особым царским покровительством. Когда в 1660-х годах деревянное церковное здание было решено заменить каменным, Алексей Михайлович щедро выделил на строительство средства из царской казны, а создание стенных росписей и икон поручил лучшим художникам того времени, первое место среди которых по праву занимал Симон Ушаков.
На иконе «Спас Вседержитель» Христос изображён в спокойной и величавой позе, его правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой он держит раскрытую книгу, на листах которой начертаны слова из Евангелия от Иоанна: «Аз есмь свет всему миру». Простая, уравновешенная композиция и мягкий, с тонкими переходами колорит создают задумчиво-отрешённый образ Спасителя.
Икона написана в новом для того времени «живоподобном» стиле, основоположником которого был Симон Ушаков.
Симон Фёдорович Ушаков (1626–1686) жил в переломную эпоху перехода от средневековья к новому времени. Воспитанный в традициях средневекового русского искусства, но готовый к восприятию нового, Симон Ушаков первым попытался отойти от традиционной условно-плоскостной манеры древнерусской живописи и наметил переход к новой эстетике реализма, или, по его собственным словам, «живоподобности».
«Спас Вседержитель», представленный в экспозиции Исторического музея, служит образцом ушаковского «живоподобного» стиля. Лик Христа имеет уже не иконописно условные, а анатомически правильные пропорции: глаза большие, но всё-таки приближенные к реальной величине, нос тонкий, но имеющий определённый объём, рот маленький, но в пределах естественного размера. Вместо тёмных красок, которыми писали лики святых средневековые иконописцы, Ушаков использует светлый телесный тон, вместо резко очерчивающих форму «притенений» – светотеневую лепку, мягко и энергично выявляющую объём. Однако одежды, в отличие от лика, написаны в традиционной манере, складки решены чисто декоративно и представляют собой изящный и сложный узор.
Дело в том, что «живоподобную» манеру Симона Ушакова ещё нельзя считать реализмом. Стремление к «живоподобности» сочеталось у него с сохранением общего образного строя, присущего традиционной русской иконописи. Лики на его иконах по-прежнему «лики», а не лица обычных людей, он сохраняет любовь к «узорочью», к декоративности цвета. Симон Ушаков –новатор, но не ниспровергатель. Он не заменил старое искусство новым, а наметил плавный переход от одного этапа к другому, от условно декоративной манеры к реалистической. Неслучайно профессор В. Н. Щепкин в статье, написанной в начале XX века, называет Симона Ушакова «гармоническим талантом».
Иногда Симона Ушакова причисляют к «западникам», что в корне неверно. Он – русский художник, направивший ход развития русского искусства по естественному пути, то есть от средневековья к новому времени. Вышеупомянутый профессор В. Н. Щепкин верно заметил, что новаторство Симона Ушакова и его учеников способствовало выявлению в русском искусстве именно национальных черт.
«С XVII века, – пишет В. Н. Щепкин, – лики теряют свой византийский тип: исчезает овальный очерк лица, особый орлиный нос, особый продолговатый разрез глаз: лики и глаза становятся округлы, носы умеренны , –устанавливается настоящий русский тип».
Всю свою жизнь Симон Ушаков прожил в Москве на Варварке. В возрасте 22 лет он был принят в Оружейную палату в качестве иконописца. Оружейная палата в Кремле в те времена была художественным центром всей России, в её штате работали и мастера-ремесленники, создававшие различные произведения декоративно-прикладного искусства, и художники-иконописцы.
Симон Ушаков на протяжении многих лет возглавлял Иконописную мастерскую и имел почетное звание жалованного иконописца – государева изографа. Будучи разностороннее одарённым человеком, он работал во многих видах и жанрах изобразительного и прикладного искусства: писал иконы и парсуны, расписывал фресками храмы и царские палаты, делал рисунки для боевых знамён и книжных гравюр, чертил географические карты и планы, создавал эскизы бытовых предметов.
Кроме иконы «Спас Вседержитель», Симон Ушаков написал для храма Григория Неокесарийского икону «Богоматерь Киккская», которая сейчас находится в экспозиции Третьяковской галереи. Когда в 1994 году храм снова стал действующим, для его иконостаса были выполнены копии ушаковских икон.
Автор — Татьяна Владимировна Муравьева, экскурсовод 1 категории экскурсионно-методического отдела