Исторический музей хранит небольшую, но уникальную коллекцию старинных артиллерийских орудий. С появлением в XIII веке артиллерии в Европе огнестрельное оружие именовалось пушкой, однако со временем в каждой стране появились собственные названия. Например, в Италии пушка называлась кулевриной, во Франции – фальконетом. На Руси первые пушки появились в XIV веке и именовались тюфяками.
В одном из залов экспозиции музея представлены самые ранние пушки XV века, так называемые «пищали затинные», или «гаковницы». Пищаль затинная служит образцом крепостной артиллерии, так как «тыном» на Руси называли крепостную стену. Ложа пищали снабжена выступом – гаком. Гак нужен, чтобы зацепить пушку за стену и тем ослабить силу отдачи при выстреле. Уже при Иване III существует «наряд пушечен много», который делился на полевую и городовую, то есть крепостную. Наличие полевой артиллерии обеспечило победу русским войскам на реке Угре в 1480 году, положив конец монгольскому игу на Руси.
В разделе экспозиции Российского государства XVI–XVII веков представлено несколько образцов полевой артиллерии. Один из них – ствол железной пушки XVI века, который завершается раскрытой пастью змеи и называется Аспидом. Другой образец представляет собой ствол, отлитый из бронзы в XVII веке, где можно прочесть имя мастера Якова Дубины. Так, пушки на Руси делали отечественные мастера. Ещё на одном бронзовом стволе пушки имеется пометка о весе орудия. Эта пушка хранилась в арсенале Московского Кремля и была передана в дар Историческому музею императором Александром III.
Особенный интерес вызывает и небольшая пушка в разделе, посвящённом присоединению Сибири. Длина ствола пушки не более 40 см. На первый взгляд она кажется игрушкой или уменьшенной копией пушки. Трудно поверить, что это настоящее боевое орудие. Да и название у неё мало кому понятное – «уключная пушка». С одной стороны, она напоминает полевую пушку, с другой, имеет необычное приспособление в виде вертикального штыря с острым нижним концом и вертлюжным креплением к стволу, благодаря которому можно изменить угол наклона ствола.
Где и для чего использовались такие пушки и почему они так называются?
Пушка уключная имеет такое название, потому что её штырь вставляли в уключину – приспособление на борту судна для держания весла. Такая пушка относится к корабельной артиллерии. В Европе большие парусные корабли имели стационарные палубные орудия, которые использовались для залпового огня по противнику. Однако когда корабли сближались и начинался абордажный бой, переходили к помощи переносных небольших орудий, снабжённых гаками. Стреляющий перебегал с места на место, цепляя гак за борт, и стрелял в упор на поражение. Так применялись фальконеты для ближнего боя.
В средневековой России не было таких кораблей, как в Европе, да и морских боев никто не вёл. Зато речные суда использовались в большом количестве. В России реки были самыми надёжными транспортными артериями. О непроходимости сухопутных дорог на Руси писали иностранные путешественники ещё в XV веке. Так, единственной удобной дорогой была река. Её использовали даже в зимнее время, прокладывая дорогу по льду. Речные суда были разнообразны по конструкции. Это долблёнки, каркасные, палубные, беспалубные, с парусами и без парусов. Названия также были разные: лодьи, насады, челны, ушкуи. В XVI веке все суда получили общее название – струги. Несмотря на разнообразие, все струги имели общую черту. Это были гребные суда, то есть суда, ходившие на вёслах.
Струги сыграли большую роль в присоединении и освоении новых земель в эпоху Московской Руси. Особенно это касается Сибири. Только по полноводным рекам Урала и Сибири можно было проникнуть на территорию Сибирского ханства. Поэтому казаки Ермака были одновременно и воинами, и гребцами.
Но как, сидя на вёслах, отбиваться от воинов хана Кучума, скачущих вдоль берега и вооружённых луками?
Гребцы оказались беззащитны, ведь на гребном судне использовать ружья, требовавших для меткой стрельбы твёрдой опоры и подставки, было невозможно. Тогда и пригодился маленький мобильный фальконет. Вместо гака его снабдили штырём, прочно закрепили на борту. Так фальконет превратился в уключную пушку. Маленькое раскалённое каменное ядрышко, с громким свистом летящее в толпу всадников, порождало панический ужас у не знавших огнестрельного оружия кочевников.
Намного позднее, уже в XVIII веке, купцы, перевозившие свои товары по рекам, использовали уключные пушки для защиты от разбойников, грабивших на своих судах корабли купцов. Говорят, что ядро, выпущенное из уключной пушки, пробивало насквозь борт противника. И сейчас на дне тамошних рек находят и крохотные пушечные ядра, и сами пушки.
В XVII веке началось строительство крупных, длиной более 20 метров стругов, снабжённых уключными пушками. Эти струги предназначались для военных целей. Так, в русско-шведской войне 1656–1658 годов флотилия стругов во главе с воеводой П. И. Потёмкиным принимала участие во взятии шведских крепостей, в том числе Ниеншанца. А в 1696 году Пётр I использовал 600 стругов для взятия турецкой крепости Азов.
В 1715 году производство стругов было прекращено, хотя использование уключных пушек продолжалось вплоть до конца правления Екатерины II.
Автор — Галина Ивановна Горшкова, методист Исторического музея