Восшествие на престол нового российского самодержца Николая II состоялось 14 мая 1896 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Три года понадобилось для подготовки и публикации фундаментального альбома, посвященного этому событию. В 1899 г. увидел свет «Коронационный сборник» – последнее описание обряда коронации русских царей: правление Николая II закончилось низвержением самодержавной власти в России. Отнюдь не предчувствуя крушение Российской империи, его составители невольно подвели своеобразный итог истории возведения на престол царственных особ. Содержание сборника далеко вышло за рамки темы венчания на царствование Николая II и Александры Федоровны. Поэтому не случайно, что размещенные в нем материалы, в отличие от подобных предшествующих изданий, составляют два объемных тома. Первый том открывается историческим обзором русских коронаций, который существенно дополняют самые разнообразные материалы по истории православных коронационных ритуалов, а также по подготовке и проведению церковных и государственных торжеств на протяжении почти трех столетий. Составители сборника этим не ограничились: они включили выписки из древних русских актов, указатель источников и пособий к истории коронаций и даже сравнительные таблицы празднеств в XIX столетии.
Вторая часть тома посвящена официальным торжествам, связанным с воцарением Николая II. Ни на одну коронацию не собиралось еще такого количества гостей, в том числе представителей иностранных посольств, как в 1896 году. Всего прибыло в Москву: «иностранных принцев и принцесс – пятьдесят два, членов посольств – 246 и «знатных иностранцев» – 38». Освещать торжественные события были приглашены корреспонденты русских изданий: В.А. Гиляровский от газеты «Новое время», В.И. Немирович-Данченко от журнала «Нива», П.И. Бартенев от журнала «Русский архив», издатели А.С. Суворин, А.А. Левенсон, а также фотографы Г.В. Трунов, К.А. Фишер и другие. Присутствовали и многочисленные представители американской, английской, немецкой, французской, итальянской, греческой, шведской и японской прессы. В интересах печати и для облегчения работы сотрудников, по настоянию управляющего канцелярией министра Императорского двора В.С. Кривенко, в Москве было создано Бюро корреспондентов. Специально для бюро был нанят особняк. По воспоминаниям Кривенко:
«Здесь корреспонденты могли удобно работать, находили… письменные принадлежности…, специальных почтово-телеграфных курьеров для немедленной отправки телеграмм и другой корреспонденции».
В отдельной главе сборника приведены подробные сведения о приготовлениях к коронации. Реставрация соборов Кремля, царских дворцов и других зданий, прием свиты и гостей, их размещение и питание, обмундирование прислуги, подготовка экипажей, изготовление новых театральных костюмов и декораций, устройство иллюминации, организация народного праздника и многое другое требовало огромных затрат и приложения рук десятков тысяч людей. По мере приближения торжественных дней московские улицы принимали парадный вид.
«Белокаменная разукрасилась, убралась в дорогие, красивые, нарядные уборы, запестрела сотнями тысяч флагов и гирлянд».
Особое место в издании отведено сакральной акции коронования: возложению порфиры и короны, вручению скипетра и державы, восседанию на престоле, помазанию святым миром и причащению Святых Таин. После священнодействия, в Грановитой палате Московского Кремля состоялась традиционная трапеза, на которой присутствовали высшие лица Российской империи. С исчерпывающей полнотой в «Коронационном сборнике» прослежено соблюдение царем и царицей церковной обрядовости: говение, присутствие на литургиях, посещение церквей и обязательная традиционная поездка в Троице-Сергиеву лавру. Не остались незамеченными царские приемы чрезвычайных послов и папского нунция, рауты в западноевропейских посольствах, многочисленные поздравления императора и императрицы депутациями со всей России и представителями всех слоев общества. Пространно описаны обед в Петровском дворце для волостных старшин, Высочайший завтрак для начальников воинских частей, прощальный обед для московских властей и участников коронационных приготовлений. Многие страницы книги посвящены балам в залах Кремлевского дворца, у французского посла, у московского генерал-губернатора и в Благородном собрании от московского дворянства.
Отдельно отмечено торжественное представление в Большом театре 17 мая в присутствии августейшей четы. Сначала давали отрывки из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».
«На сцене собрано было всего около 800 человек, которые… своей живой игрой невольно переносили зрителей в стародавние времена, ко времени ликования воскресшей после тягостной смуты Москвы».
Во время антракта на всех ярусах театра были устроены для гостей буфеты с фруктами, десертом и шампанским. После перерыва начался балет «Прелестная Жемчужина» на музыку Р. Дриго в постановке М. Петипа. Приглашенным на парадный спектакль при входе вручалась Программа – тетрадь из 24 страниц размером «in folio» в белой папке с государственным гербом цветного тиснения на верхней крышке. Внутренняя сторона ярко-синего цвета украшена золоченой рамкой, вензелем Николая II и грифонами. Изображение грифона лежит в основе герба рода Романовых. Страницы проиллюстрированы рисунками Е.П. Самокиш-Судковской, И.П. Ропета, А.П. Рябушкина, К.К. Первухина, А. фон Гогена с изображениями аллегорических виньеток, сцен из спектакля и перечислением действующих лиц. Хромолитографии отпечатаны в типографии Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона. Программа воспроизведена во втором томе «Коронационного сборника».
В дни великого торжества планировались массовые народные увеселения и развлечения. Особая красочность и нарядность отличают хромолитографию иллюминированной Москвы, выполненную по акварели А.Н. Бенуа. На фоне темнеющего неба ярким светящимся пятном выделяются колокольня Ивана Великого и соборы. По воспоминаниям В.Ф. Джунковского: «Это было волшебное зрелище. Кремлевская иллюминация зажглась в тот самый миг, когда государыня взяла в руки поднесенный ей букет с электрическими цветами. Засветился букет, и в тот же момент засветился разноцветными электрическими огнями весь Кремль». Для иллюминации понадобилось строительство электростанции и около 190.000 электрических лампочек.
Официозное издание не умолчало и о народном празднике на Ходынском поле. В книге помещена большая хромолитография с акварели В.Е. Маковского, изображающая начало праздника, происходившего при огромном скоплении народа. Ранним утром 18 мая при раздаче царских подарков в давке погибли несколько тысяч человек.
Второй том составлен главным образом из официальных документов, относящихся к подготовке и проведению коронации нового императора. Здесь собраны высочайшие манифесты, указы, повеления, приказы, циркуляры, распоряжения, а также выписки из докладов различных ведомств и определений Священного Синода. Опубликованы рескрипты высочайших наград, пожалований, назначений и ведомость предметов, поднесенных императорской чете при поздравлениях. В ней перечислены украшенные драгоценными камнями и вышитые жемчугом иконы, золотые, серебряные и фарфоровые блюда, складни, вазы, гобелены, альбомы с фотографиями, адреса в роскошных обложках, даже казачий костюм и валяные сапоги. Полностью даны тексты утвержденных царем церемониалов и распорядок их проведения с приложением планов расположения войск, процессий и прочее. Приведены списки участников и гостей праздничных мероприятий. Включен также порядок ношения формы чинами гражданского ведомства и «расписание» дамских нарядов. На всех торжествах приглашенные кавалеры присутствовали в парадной или праздничной форме, с обязательным ношением лент, орденов и знаков отличия. Во время коронации придворным дамам предписывалось быть в русских платьях, иностранным – в придворных платьях со шлейфом. Во время спектакля в Большом театре, на балах и обедах всем дамам – в «длинных вырезных платьях». Особенно ослепительно смотрелись русские костюмы и головные уборы.
«Бриллианты, жемчуга, рубины и сапфиры унизывали национальные парадные сарафаны, вышитые шитьем старинных русских узоров».
Во второй том вошли объявления, повестки, афиши, приглашения на балы, в театр и даже специальные пропускные билеты: для проезда в Кремль в день коронования через Тайницкие ворота – билеты оранжевого цвета, через Троицкие ворота – белого, через Боровицкие ворота – розового с красным ободком и т. д. Один пропуск выдавался участнику, другой предназначался для экипажа. Экипажный ярлык соответствующего цвета крепился на шляпу кучера.
Книга снабжена огромным количеством литографий, рисунков и фотографий, выполненных фототипическим способом печати. На больших вклеенных листах напечатаны фотографии всех членов дома Романовых, владетельных особ и иностранных августейших гостей, присутствовавших на коронации, а также представителей посольств, миссий, военных депутаций и патриархатов Восточной церкви. Воспроизведены портреты крупнейших государственных деятелей того времени. Эффектным иллюстративным материалом стали большемерные черно-белые фотографии церемониалов, торжественных шествий, празднеств и цветные факсимиле меню обедов, ужинов, программ музыкальных пьес и прочее. Великолепно выглядит оформление шмуцтитула к описанию коронации 1896 года и меню торжественной трапезы в Грановитой палате, выполненные Виктором Васнецовым в стиле древнерусских книжных миниатюр. Меню, помещенное в сборнике, напечатано на отдельном листе размером 92,0х30,0 см в технике хромолитографии. В работе Васнецов использовал мотивы орнамента и сюжет миниатюры из рукописной «Книги о избрании на превысочайший престол … Михаила Федоровича…» XVII в. В центре композиции рисунка, под инициалами Николая II и Александры Федоровны, изображена сцена венчания на царство Михаила Федоровича Романова в ту минуту, когда митрополит Ефрем возлагает на голову царя «шапку Мономаха» в присутствии высших церковных иерархов. Далее следует перечень блюд обеда: рассольник, борщ, пирожки, стерляди паровые, барашек, каплуны, салат, спаржа и заливное из фазанов. Фрукты в вине и мороженое подавали на десерт. В нижней части листа – поднесение хлеба-соли, текст славословия и дата – 14 мая 1896 г. В.Ф. Джунковский в воспоминаниях писал: «Меню в целом представляет художественную картину, в которой со всем блеском и яркостью вылилось огромное дарование и глубокое понимание русской старины В.М. Васнецовым».
Над двухтомником работали известные русские историки, публицисты и библиографы: этнограф, археолог, секретарь «Общества истории и древностей российских» Е.В. Барсов и археограф, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук С.А. Белокуров. Деятельное участие принимали Н.И. Оприц, А.П. Аршеневский, В.Ф. Нувель, Ф. Цауне, К. Линден и др. Главным редактором издания, его идейным руководителем был писатель и общественный деятель В.С. Кривенко. Еще в январе 1896 г. под председательством вице-президента Академии художеств графа И.И. Толстого была сформирована Комиссия по составлению художественного коронационного альбома. К оформлению издания привлекли лучших русских и зарубежных художников. От Императорской Академии художеств на коронацию были направлены: А.Н. Бенуа, В.М. Васнецов, К.В. Лебедев, В.В. Матэ, И.Е. Репин, А.П. Рябушкин, Н.С. Самокиш, В.А. Серов, А.П. Соколов, от журнала «Нива» Е.П. Самокиш-Судковская и др. В Москве к ним присоединилась группа иностранных художников, в том числе датчанин Л. Туксен, французы Ч. Форестье, А. Порше и Г. Жерве, финн А. Эдельфельт. Из Эдинбурга прибыл П. Нобс, а из Мюнхена Ф.А. Рубо, впоследствии создавший панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Живописцам заранее поручили по три-четыре конкретных сюжета, в которых они должны были запечатлеть важнейшие моменты исторических торжеств. Готовые работы надлежало сдать до 1 мая 1897 г. Предусматривались и весьма существенные гонорары: тысяча рублей за акварель и пятьсот за рисунок карандашом или пером. На командировочные расходы, включая проезд, художникам выдавалось по триста рублей. Однако в разгар празднеств, на следующий день после Ходынской трагедии, многие художники уехали из Москвы, как официально было заявлено, «для исполнения возложенных на них работ», получив между тем памятные нагрудные знаки. Можно предположить, что это был завуалированный протест против безответственности и попустительства царской администрации. Сложившиеся обстоятельства привели к значительному сокращению числа предполагаемых иллюстраций. Часть из них носила эскизный характер. Среди художественно значимых произведений следует отметить, работу А.П. Рябушкина «Поклон Их Императорских Величеств с Красного крыльца народу», выполненную в ярких, праздничных, с преобладанием красного цвета, тонах, а также акварель В.А. Серова «Миропомазание Николая II».
Оформление коронационных томов дополнили разнообразные декоративные элементы: заставки, многокрасочные заглавные инициалы, концовки, виньетки и узорные рамки. Большинство книжных украшений было исполнено по рисункам Н.С. Самокиша и С.И. Васильковского. Полиграфический уровень «Коронационного сборника» позволяет назвать его одним из лучших за всю историю выпуска аналогичных изданий. Он был отпечатан в Экспедиции заготовления государственных бумаг, а хромолитографированные меню, объявления и программы – в Товариществе скоропечатни А.А. Левенсона, получившим за заслуги звание поставщика императорского двора. Для точности и тонкости воспроизведении сложных оригиналов (карандашные рисунки, акварели, фотографии и масляная живопись) использовались современные технологии: автотипия, гелиогравюра, фототипия и фотолитография, применявшиеся для печати малотиражных иллюстрированных изданий. В особых случаях, например, для шмуцтитула второго тома и меню обедов прибегали к печати золотом и серебром. Размер каждого тома «Сборника» 44,5х33,1 см, толщина блока 5,1 см. Напечатан он на нескольких сортах бумаги – верже, веленевой, рисовой и др. Иллюстрации проложены папиросной бумагой. Для набора текста были созданы особые шрифты. Переплет двухтомника исполнен по эскизу Н.С. Самокиша. На крышках переплета золотым и многокрасочным тиснением выполнены цветочный орнамент, герб Российской империи и название книги. Украшением служат накладка из белого металла с изображением памятной медали, трехсторонний золоченый обрез, декоративный форзац с монограммой Николая II и императорской короной. Часть тиража была издана в обложках и без золотых обрезов, часть – в простых картонных переплетах по тому же рисунку.
Коронационный сборник вышел в свет ограниченным тиражом на русском и французском языках. По мнению ряда исследователей, тираж составил 600 экземпляров. Издание разошлось среди августейших лиц, высокопоставленных сановников, европейских владетельных особ и дипломатической элиты. Меньшая часть тиража предназначалась для подарков важным персонам и для распределения в высших государственных учреждениях. В свое время издание представляло вершину полиграфического искусства и в 1914 г. демонстрировалось на Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге. Двухтомник коронации Николая II стал не только наиболее полным собранием сведений о коронации последнего российского самодержца, но и подлинной исторической энциклопедией всех венчаний на царство русских монархов. Он вобрал многие ценные исторические материалы, не потерявшие своей значимости и в наши дни. «Коронационный сборник» – образец достижений в области российского печатного дела XIX в., заслуженно являющийся замечательным памятником отечественной книжной культуры.