Исторический музей обладает богатой коллекцией памятников, имеющих отношение не только к отечественной истории, но и к прошлому других стран. В собрание входят памятники из Западной Европы, Центральной Азии, Ближнего и Дальнего Востока. К числу последних относятся и две уникальные очаровательные майоликовые скульптуры с изображением собак Фу.
Майолика — это разновидность керамики, которую изготовляют из обожжённой глины и покрывают расписной глазурью. Красочная, гладкая глазурованная поверхность является главной отличительной особенностью майолики. Именно из покрытой цветными глазурями керамики были созданы в Китае в XVIII–XIX вв. парные скульптуры «Собака Фу с шаром» и «Собака Фу с детёнышем». Выглядят эти существа весьма причудливо: их туловища, лапы, хвосты и головы декорированы разнообразными узорами и цветами. Если общие очертания фигур нам и могут напомнить собаку, то их морды мало общего имеют с обликом этого животного: широкий нос похож на человеческий, а над верхней губой у каждого из этих существ расположены длинные усы. Подобные усы можно встретить на изображениях драконов в китайском искусстве. Кроме того, рассматриваемые собаки Фу весьма эмоциональны: они словно улыбаются, глядя на зрителя игривыми глазами. Представлены собаки Фу в разных позах: одна из них положила лапу на шар, у другой под передними лапами изображён играющий детёныш. Дело в том, что собаки Фу символизируют женское и мужское начала, Инь и Ян — основополагающую концепцию в китайской философии. Собака, изображённая с шаром, ассоциируется с мужским началом, с Ян, и лапу, положенную на шар, можно трактовать как демонстрацию власти над миром. Есть и другая версия — в буддийской традиции шар является символом знания, мудрости. Женское начало, Инь, представлено в образе собаки, оберегающей своего детёныша. Рассмотрев данные скульптуры, становится очевидно, что в этих необыкновенных существах сокрыта важная символика. Какой же смысл несут в себе собаки Фу и действительно ли перед нами изображения собак?
Рассматриваемые существа являются традиционными китайскими символами защиты и охраны. Расположенные, как правило, в дворцовых комплексах, императорских усыпальницах и храмах каменные или бронзовые скульптуры с изображением двух собак Фу предваряют вход по обеим сторонам от него. Украшать вход в свой дом такими парными скульптурами могли также сановники с первого по седьмой ранг. В эпоху Тан (VII–X вв.), которая считается периодом наивысшего расцвета и могущества страны, сложилась система иерархии служилых людей, которая включала в себя девять рангов. Следовательно, правом ставить возле своего дома собак Фу обладали только наиболее высокопоставленные чиновники.
Итак, фланкирующие вход скульптурные изображения этих существ служили охранительным, защитным символом, а также знаком власти, ведь устанавливать подобные изваяния могли император и чиновники. Но какова история происхождения этой традиции в Китае? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо открыть небольшую тайну — рассматриваемые существа в Китае считаются не собаками, а львами!
Действительно, в Китае охраняющая вход пара существ именуется львами (狮子 — «ши-цзы») и трактуется как «львы Будды» (狮佛 — «ши-фо»). В Индии лев стал символом Будды, обозначающим внутреннюю силу и величие Будды (佛 — «Фо»). Существует также легенда о том, что Будду в его странствиях сопровождала маленькая собака, которая в момент опасности для защиты хозяина превращалась в льва. В эпоху Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.) вместе с распространением буддизма проникает в Китай и образ льва — животного Будды и защитника. К этому периоду относятся и первые известные изображения львов, в том числе парные каменные скульптуры. Образ львов в Китае развивался на протяжении последующих столетий, становясь всё более популярным. Уже в более поздние периоды — в эпоху Мин (XIV–XVII вв.) и эпоху Цин (XVII–XX вв.), к которой относятся и рассматриваемые майоликовые скульптуры из собрания Исторического музея, — изображения этих существ становятся широко распространены не только в оформлении архитектурных ансамблей, но и в декоративно-прикладном искусстве, в том числе в керамике.
Постепенно образ и символика «львов Будды» из Китая переходят и в другие, соседние, регионы: в Японию, Корею, Тибет, Вьетнам и т. д., получая в каждой культуре новое название. Стали известны китайские скульптуры со львами и на Западе, где эти существа чаще трактуются как собаки и именуются «собаками Фу» или «собаками Фо» в зависимости от прочтения китайского иероглифа 佛 — «Будда». Тем не менее китайцы и сегодня воспринимают этих существ как львов, в китайском языке имеется даже специальное словосочетание «каменный лев» — 石狮子 («ши ши-цзы»), связанное с тем, что большинство скульптур со львами выполнено из камня. Считается, что именно на основе образа этих львов в I–III вв. в Китае была выведена порода собак, которая известна многим по сей день — пекинес. В китайском языке эта порода нередко именуется как 狮子狗 («ши-цзы гоу»), что можно перевести как «львиная собака». Существует версия, что, имея при себе эту маленькую собачку, китайский правитель словно бы обладал миниатюрной версией льва, которому, как уже было сказано, придавалось большое символическое значение. Таким образом, обозначение китайских майоликовых скульптур из коллекции Исторического музея как «собак Фу», а не львов, не является ошибкой. Это устоявшееся в Европе наименование, которое, к тому же, порой находит обоснование и в китайской культуре.
В наши дни собаки Фу могут быть хорошо знакомы поклонникам практики фэн-шуй. Люди, формирующие своё жилое пространство по принципам фэн-шуй, нередко ставят в доме парные статуэтки с изображением этих существ в качестве символов защиты и талисмана удачи. Отношение к фэн-шуй — прежде всего к тем формам, в которых эта практика распространилась на Западе, — может быть различным, но главное, что используемые парные статуэтки собак Фу являются, на самом деле, древним и важным элементом культурной жизни Китая. Это символ с богатой историей, который, «придя» в Китай из Индии, стал одним из неотъемлемых мотивов многовекового китайского искусства. Воспроизведение собак Фу, или «львов Будды», в малых формах, например, в майоликовых скульптурах, вошедших в собрание фонда керамики и стекла Исторического музея, говорит о широком распространении этого образа не только в различных видах искусства в Китае, но и в других странах.
Использованная литература:
Кравцова М.Е. Ши-цзы // Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. М., 2010. Т. 6 (дополнительный). С. 861–864.