Изразцовое искусство представляет собой интересную и самобытную отрасль декоративно-прикладного творчества, на которую довольно редко обращают пристальное внимание. Тем не менее керамические изразцы, украшавшие на протяжении нескольких столетий фасады и интерьеры храмов, царских и боярских палат, являются не только прекрасными творениями талантливых ремесленников, но и самыми настоящими документами эпохи.
В России XVII века живопись на светские темы ещё не была распространена, к тому же редкие книги могли похвастаться множеством иллюстраций. Поэтому человек любовался керамическими изразцами, ведь на них могли быть запечатлены не только орнаменты и цветочные мотивы, но и сюжетные композиции. Темы для изделий мастера черпали из окружающей их жизни, из легенд и преданий. Так, изразцы послужили отражением обычаев, вкусов и багажа знаний русского человека. Как по керамическим изразцам можно узнать о мировоззрении и интересах людей прошлого?
Обратимся к яркому памятнику русского изразцового искусства из собрания Исторического музея. Это четыре архитектурных изразца из церкви Святой Троицы в Костроме, построенной в XVII веке. Изразцы, покрытые глазурью зелёного цвета, называют «муравленными». Керамические изделия часто покрывают глазурью — глянцевидным сплавом, который придаёт предмету ровную гладкую поверхность и делает изделие практически не восприимчивым к влаге. Состав глазури может различаться в зависимости от её цвета и разновидности: прозрачной или плотной, бесцветной или окрашенной, блестящей или матовой. Высокий блеск и яркость придаёт глазури свинец, который входил в состав муравы, известной ещё в Древней Руси зелёной глазури.
В Москве первые сохранившиеся до нашего времени муравленные изразцы относятся к 1630-м гг., а в 1645–1650 гг. московскими мастерами были выполнены рассматриваемые изразцы из Троицкой церкви в Костроме. В этих изделиях, созданных из красной глины, исследователи находят много новых черт: появление угловых изразцов, замена редко встречающейся белой глины красной, а также высокое качество деревянных форм для данных изразцов. Деревянные формы, изготовленные неким одарённым мастером резьбы по дереву, позволили представить на рассматриваемых изразцах сложные, детально проработанные, сюжетные композиции. На каждом изразце представлен отдельный сюжет в сопровождении пояснительных надписей, благодаря которым можно с точностью установить тему того или иного изображения. Рассмотрим каждый из четырёх изразцов.
На первом изразце представлена композиция, разделённая на две части: слева изображено некое войско, несколько воинов поднимаются по приставным лестницам на стены крепости, в то время как другие солдаты заряжают пушки. В правой части композиции мастер изобразил поверженных воинов с отрубленными головами. Очевидно, данный изразец посвящён батальной сцене, а точнее взятию города. В верхней части изразца присутствует надпись: «ПРИСТУПАЕТЪ». Исследователям удалось определить литературные источники этого и других изразцов из Троицкой церкви. На данном изразце изображена сцена из приключенческого романа «Александрия» о походах Александра Македонского, создание которого приписывается историку Каллисфену. Этот роман, пользовавшийся в странах Европы и Востока большой популярностью за красочно описанные военные походы и приключения великого завоевателя, был известен на Руси ещё с XIII в. А в эпоху расцвета русского изразцового искусства в XVII столетии сцены из «Александрии» нередко изображались на печных и архитектурных изразцах. Как уже было сказано, гончары часто отражали на своих изделиях популярные и любимые многими мотивы и сюжеты.
Сюжет следующего изразца посвящён поединку воина с неким фантастическим существом, имеющим одновременно тело животного и человека. Воин вооружён саблей, а «кентавр» –– дубиной. В правой части заметна маленькая фигура ещё одного человека в длинном одеянии, а наверху и между изображёнными персонажами мастер старательно вместил пояснительную надпись: «БОВА С ПОЛЬК[А]НОМ БИЕТ[СЯ]». Эта композиция отсылает к «Повести о Бове Королевиче», которая с XVI в. получила распространение в Великом княжестве Литовском и в России. Центральный сюжет сказания о рыцаре Бове сосредоточен на спасении возлюбленной принцессы Дружевны от короля Маркобруна, а также на сражении Бовы с богатырём Полканом. Образ Полкана по-разному трактовался в различных пересказах этого сюжета и в изобразительном искусстве: иногда его представляли как существо с телом пса и торсом человека, а иногда как кентавра с телом лошади. Бова одержал победу над Полканом и заключил с ним союз.
На третьем изразце вновь представлена схватка, на этот раз между орлом и змеёй. Разобраться в смысле этой композиции вновь помогает надпись: «БЫСТЬ ВИДЕНИЕ СИ[Е] В ЦАРЬ ГР[АДЕ]». По преданию, поединок Орла и Дракона (или же Змея) наблюдался в вечернем небе в день основания Царьграда. Видение императору Константину Флавию при основании нового города, трактуется как борьба христиан с мусульманами, где Орёл символизирует христианское знамение, а Змей – мусульманское.
Наконец, на последнем изразце изображён двуглавый орёл с коронами и поднятыми крыльями, над которым простирается надпись: «ОРЬ[Е]ЛЬ ПТИ[ЦА] ЦА[РС]КАЯ». Изображение двуглавого орла впервые как символ Русского государства появляется на печатях Ивана III.
Так, на керамических изразцах XVII столетия изображались не только декоративные элементы, орнаменты или цветочные мотивы, но и сложные, искусно и детально выполненные мастерами композиции. Эти сюжеты имели в основном литературное происхождение, что говорит о широком распространении исторических, мифологических, сказочных рассказов в России допетровского времени. Истории и предания, получившие отражение в изразцовом искусстве, увлекали не только образованных представителей русского общества той эпохи, но и тех, кто сам не мог прочитать книги и знакомился с популярными сюжетами именно по таким изображениям.
Использованная литература:
Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV–XIX веков. М., 1983.
Павлова Т.А. Александр Македонский в Древнерусском изразцовом искусстве // Вестник МГУКИ 6(38) 2010.