Осторожно! Памятники Исторического музея могут привести в замешательство неподготовленного посетителя. В Зале «Скифская эпоха. Первая половина – третья четверть I тыс. до н. э.». посетители зачастую удивлённо восклицают, что в древности, оказывается, уже была сковорода. Во время экскурсий самые маленькие гости не раз добавляли, что на такой сковороде можно печь блины. Однако не всё то, чем оно кажется.
Предмет, представленный в экспозиции, удивительно похож на привычную нам посуду. Бронза, из которой сделан памятник, при тщательной полировке становилась такой гладкой, что на поверхности можно было увидеть своё отражение как в зеркале. Изделие, которое часто приводит в замешательство посетителей, на самом деле является бронзовым зеркалом, которому больше двух с половиной тысяч лет. Дело в том, что привычные нам стеклянные зеркала были изобретены лишь на рубеже эпох, в римский период, а до того полюбоваться собой можно было лишь в гладкой поверхности металла.
Зеркала изготовляли из особого сплава меди и олова, в котором олово превалировало. Получавшаяся бронза имела светлый оттенок и лучше полировалась. Хотя сплав отличался прочностью, зеркала быстро подвергались повреждениям, а потому их хранили в футлярах из разных материалов, которые археологи находят в виде остатков дерева, материи или даже металлических крышек. К сожалению, первоначальная зеркальная полировка не переживает многие столетия в земле, поэтому в античных зеркалах сейчас не увидеть отражения.
Зеркала составляли важную часть древнегреческой культуры. Древние греки много внимания уделяли своей внешности, ценили красоту человеческого тела, которую поддерживали спортом и подчёркивали драпированными тканями. Неслучайно особенным почётом пользовалась богиня красоты Афродита, чья фигура считалась образцом совершенства.
Хорошо знакомое слово «косметика» тоже происходит из древнегреческого языка и подразумевает упорядочивание. Именно гармония во всём сулила достижение идеала, воспетого в гимнах и застывшего в статуях. Привлекательность подчёркивали ароматическими маслами и косметическими средствами, которые хранились в изящных сосудах небольших размеров (арибаллах и амфорисках), столь ценных, что порой их даже старались унести с собой в загробный мир.
При таком подходе к внешности, за которой важно было регулярно следить, зеркало было одним из самых необходимых предметов туалета. Греки смотрелись преимущественно в ручные зеркала с круглым бронзовым полированным диском.
Зеркала стали одним из ходовых товаров для продажи кочевым народам. В середине XX в. на территории древней Ольвии археологами были обнаружены остатки нескольких металлообрабатывающих мастерских, где производили в течение VI и V вв. до н. э. зеркала для торговли со скифами. Наряду с традиционными греческими формами здесь появился особый тип зеркал, отвечающий вкусам местного населения.
Ручка у этих зеркал крепилась к бортику, расположенному на неполированной стороне, и заканчивалась литой фигуркой животного, часто пантеры. Некоторые зеркала можно было повесить за отверстие между передними и задними ногами фигурки. Возможно, бортик позволял прочнее закрепить декорированную ручку, без которой нельзя представить звериный «скифский» стиль, особенно богатый изображениями хищных животных, с которыми себя ассоциировали скифы-воины.
Так, подобные зеркала причудливой для современного человека формы, с одной стороны, продолжали греческую традицию использования зеркал, а с другой — отвечали запросам местного населения, которое желало продемонстрировать свой статус и богатство предметами роскоши, к которым относились зеркала.
Использованная литература:
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; Перевод М. Л. Гаспарова. 2-е изд. М., 1986.
- Скржинская М.В. Будни и праздники Ольвии в VI–I вв. до н. э. / Научное издание. СПб., 2000.