Нет, это не сковорода! — Блог Исторического музея

Нет, это не сковорода!

Осторожно! Памятники Исторического музея могут привести в замешательство неподготовленного посетителя. В Зале «Скифская эпоха. Первая половина – третья четверть I тыс. до н. э.». посетители зачастую удивлённо восклицают, что в древности, оказывается, уже была сковорода. Во время экскурсий самые маленькие гости не раз добавляли, что на такой сковороде можно печь блины. Однако не всё то, чем оно кажется.

Бронзовое зеркало. VI–V вв. до н. э. Российская империя, Оренбургская губ., Орский уезд. Курган в урочище Бис-Оба
Бронзовое зеркало. VI–V вв. до н. э. Российская империя, Оренбургская губ., Орский уезд. Курган в урочище Бис-Оба

Предмет, представленный в экспозиции, удивительно похож на привычную нам посуду. Бронза, из которой сделан памятник, при тщательной полировке становилась такой гладкой, что на поверхности можно было увидеть своё отражение как в зеркале. Изделие, которое часто приводит в замешательство посетителей, на самом деле является бронзовым зеркалом, которому больше двух с половиной тысяч лет. Дело в том, что привычные нам стеклянные зеркала были изобретены лишь на рубеже эпох, в римский период, а до того полюбоваться собой можно было лишь в гладкой поверхности металла.

Зеркала изготовляли из особого сплава меди и олова, в котором олово превалировало. Получавшаяся бронза имела светлый оттенок и лучше полировалась. Хотя сплав отличался прочностью, зеркала быстро подвергались повреждениям, а потому их хранили в футлярах из разных материалов, которые археологи находят в виде остатков дерева, материи или даже металлических крышек. К сожалению, первоначальная зеркальная полировка не переживает многие столетия в земле, поэтому в античных зеркалах сейчас не увидеть отражения.

Зеркала составляли важную часть древнегреческой культуры.  Древние греки много внимания уделяли своей внешности, ценили красоту человеческого тела, которую поддерживали спортом и подчёркивали драпированными тканями. Неслучайно особенным почётом пользовалась богиня красоты Афродита, чья фигура считалась образцом совершенства.

Фрагмент геммы с изображением Афродиты с зеркалом. II в. н. э.
Фрагмент геммы с изображением Афродиты с зеркалом. II в. н. э.

Хорошо знакомое слово «косметика» тоже происходит из древнегреческого языка и подразумевает упорядочивание. Именно гармония во всём сулила достижение идеала, воспетого в гимнах и застывшего в статуях. Привлекательность подчёркивали ароматическими маслами и косметическими средствами, которые хранились в изящных сосудах небольших размеров (арибаллах и амфорисках), столь ценных, что порой их даже старались унести с собой в загробный мир.

Амфориск тёмно-голубого глихого стекла с зигзагообразным и прямым орнаментом из нитей жёлтого стекла. Середина V в. до н. э.
Амфориск тёмно-голубого глихого стекла с зигзагообразным и прямым орнаментом из нитей жёлтого стекла. Середина V в. до н. э.
Расписной арибалл с изображением двух птиц и гуся между ними. Около 570 г. до н.э.
Расписной арибалл с изображением двух птиц и гуся между ними. Около 570 г. до н.э.

При таком подходе к внешности, за которой важно было регулярно следить, зеркало было одним из самых необходимых предметов туалета. Греки смотрелись преимущественно в ручные зеркала с круглым бронзовым полированным диском.

Зеркало. VI–V вв. до н. э.
Зеркало. VI–V вв. до н. э.

Зеркала стали одним из ходовых товаров для продажи кочевым народам. В середине XX в. на территории древней Ольвии археологами были обнаружены остатки нескольких металлообрабатывающих мастерских, где производили в течение VI и V вв. до н. э. зеркала для торговли со скифами. Наряду с традиционными греческими формами здесь появился особый тип зеркал, отвечающий вкусам местного населения.

Зеркало. VI в до н.э.
Зеркало. VI в до н.э.

Ручка у этих зеркал крепилась к бортику, расположенному на неполированной стороне, и заканчивалась литой фигуркой животного, часто пантеры. Некоторые зеркала можно было повесить за отверстие между передними и задними ногами фигурки. Возможно, бортик позволял прочнее закрепить декорированную ручку, без которой нельзя представить звериный «скифский» стиль, особенно богатый изображениями хищных животных, с которыми себя ассоциировали скифы-воины.

Так, подобные зеркала причудливой для современного человека формы, с одной стороны, продолжали греческую традицию использования зеркал, а с другой — отвечали запросам местного населения, которое желало продемонстрировать свой статус и богатство предметами роскоши, к которым относились зеркала.

Бляшка с изображением женщины на табурете и стоящего с ритоном скифа. около 350 г. до н.э.
Бляшка с изображением женщины на табурете и стоящего с ритоном скифа. около 350 г. до н.э.

Использованная литература:

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; Перевод М. Л. Гаспарова. 2-е изд. М., 1986.
  2. Скржинская М.В. Будни и праздники Ольвии в VI–I вв. до н. э. / Научное издание. СПб., 2000.