В 1595 году в Москве произошёл опустошительный пожар. Возник он не из-за оплошности кого-то из горожан, а в результате поджога. Группа заговорщиков «учинила» его с целью похищения из подклета Покровского собора хранящейся там царской казны. Сразу скажем, что столь дерзкий заговор провалился, а казну после этого забрали в Кремль. Так где же в соборе хранилась царская казна? Где находится подклет? Давайте разберёмся.
Почти за сорок лет до этого события по обету и повелению царя Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством зодчие возвели у стен Московского Кремля храм невиданной красоты и величия – Покровский собор. До сих пор учёные спорят, кто же эти зодчие? Русские мастера Посник и Барма, имена которых обнаружили в источнике конца шестнадцатого века «Житии митрополита Иоанна» или, как многие считают, европейский архитектор?
Но как бы там ни было, собор они построили необычный – единственное в своём роде архитектурное сооружение. Уникальность его заключается в том, что это ансамбль из девяти самостоятельных церквей, стоящих на едином основании и объединённых им. В центре композиции расположена самая главная церковь, остальные восемь её окружают. Объединяющий их нижний ярус – подклет – является традиционным элементом древнерусской архитектуры.
Откуда произошло такое название? В старину неотапливаемое жилое помещение называли «клеть». Её ставили повыше от земли, на нижний этаж. В долгие и морозные зимы, когда земля вымерзала, это было очень важно. Нижнюю часть дома под клетью стали называть «подклет», то есть под клетью. Использовали подклеты как нежилые хозяйственные помещения. Например, для хранения утвари. Ставили на подклеты и храмы.
В Покровском соборе подклет выполняет важнейшую конструктивную роль: на его мощных стенах держится весь второй ярус. Но ведь на втором ярусе стоят не одна, а девять церквей. Чтобы собор стоял прочно, зодчие разделили подклет на много помещений. Каждая церковь второго яруса и каждый участок перехода между ними опирается на свою часть подклета. Высота подклета собора шесть метров, а стены имеют толщину от полутора до трёх метров. Снаружи они гладкие, а внутри имеют ниши, которые делали специально, чтобы облегчить и упрочить конструкцию сооружения. Это традиционный строительный приём того времени. Его использовали при возведении кирпичных крепостей, боярских палат и храмов. Самые глубокие ниши находятся в стенах подклета под участками внутренней обходной галерее – перехода между церквями – по две в каждом подклете.
Именно в таких нишах в подклете и находилась царская казна, оказавшаяся недоступной для похитителей. В семнадцатом веке ниши-тайники собора тоже не пустовали: они сдавались зажиточным москвичам для хранения ценностей от многочисленных московских пожаров и «лихих» людей – воров. Об этом сейчас напоминают старинные сундуки и дорогая посуда в одной из ниш в экспозиции музея
Помещения подклета, расположенные под церквями, называются «подцерковьями». В их стенах высоко под сводами есть небольшие щелевидные окошки, через которые поступали воздух и свет. Поздним вечером в нижнем ярусе собора было темно. Так как подклеты использовали в качестве хранилищ, в них не бывали верующие, не надо было специально освещать эти помещения и расписывать стены. Здесь просто оставили кирпичную кладку.
В стенах подцерковья центральной церкви, есть глубокие отверстия, напоминающие бойницы. Они называются «продухи», что говорит об их назначении: с их помощью проветривали помещения подклета.
Центральная церковь – самая большая по площади, поэтому, в отличие от остальных восьми, её подцерковье разделено для прочности на три помещения. Одно из них находится под алтарём. Интересно, что часть стены здесь полукруглая. Объяснение этому можно найти в северном подклете, где, предположительно, и прятали царскую казну. Слева от входа в этот подклет в стену встроена лестница, белокаменные ступени которой сохранились с древних времён. Стена на повороте лестницы – общая с помещением под алтарём, вот почему в нём есть полукруглый выступ. Лестницей пользовались только служители собора, чтобы подняться на второй ярус или спуститься вниз. Только так в старину можно было попасть в этот подклет, другого входа в него не было. Не случайно нижний ярус собора называют лабиринтом: здесь сложно не заблудиться. Надеемся, этот рассказ позволит вам лучше ориентироваться в нём.