Что за чудо эта шаль! — Блог Исторического музея

Что за чудо эта шаль!

В коллекции Исторического музея хранятся чудесные шали. Особое внимание хочется уделить изделиям, которые относятся к первой половине XIX века. Сложные цветочные композиции и орнаменты, множество оттенков цвета… Трудно поверить, что эти шали не набивные, не вышитые, а тканые.

Шаль. 1-я половина XIX в.
Шаль. 1-я половина XIX в.

Мода на шали возникла в Европе после египетского похода Наполеона Бонапарта. Именно тогда Наполеон привёз своей обожаемой Жозефине Богарне множество восточных подарков — сокровищ, среди которых были кашемировые, или, как было принято говорить, кашмирские шали. Супруга императора сходу ввела шали в обиход, с её лёгкой руки шали стали неотъемлемой частью гардероба французских аристократок, быстро распространившись и по всей Европе и, конечно, в России. Мода на шали была тесно связана с античными мотивами в костюме, когда туники из лёгких, полупрозрачных тканей были единственной одеждой светских красавиц, уподоблявших себя античным статуям. Однако ампирные туалеты при всей их привлекательной лёгкости и прозрачности были ещё и очень холодными! А климат всё-таки отличался от климата Древней Греции. Врачи умоляли запретить эту моду, напоминая, сколько хорошеньких ветрениц умерло из-за неё от простуды. Однако женщины, не желавшие расставаться с обольстительными нарядами, предпочли решить проблему проще и стали греться с помощью новинки — тёплых шалей.

Русские газеты и журналы рекламировали шали в течение нескольких десятилетий:

«Кашмирские шали, квадратные или шарфообразные в большой моде. Цвет последних белый или пёстрый; но края всегда бывают превосходной работы. Такая шаль видом похожа на шёлковую, но легче и делается из драгоценной шерсти тибетских коз».

Шали были всевозможных форм и размеров: длинные, квадратные и даже восьмиугольные. Особенно ценилось искусство драпировки шали. О женщинах того времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты». Шаль была настолько популярна, что в начале XIX в. появляется танец «па де шаль». Так девушки демонстрировали своё изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века.

Большинство портретов аристократок первой половины XIX века обязательно дополнялись шалью, которая становится статусным предметом гардероба — показателем богатства и высокого положения в обществе.

Портрет княжны Екатерины Дмитриевны Голицыной, в замужестве Долгоруковой. Смирновский Иван. 1822 г.
Портрет княжны Екатерины Дмитриевны Голицыной, в замужестве Долгоруковой. Смирновский Иван. 1822 г.

Шали стоили необычайно дорого — до нескольких тысяч рублей.

Считается, что производство первых шалей началось ещё в XV веке в Кашмире, на северо-западе Индии. Там столетиями разводили коз с нежнейшей шерстью, из которой ткали тончайшие шали. Это слово заимствовано из персидского языка (перс. schal). Шали, привезённые из Индии, стоили баснословно дорого! И эта дороговизна вполне объяснима: над обычной шалью три ткача трудились несколько месяцев, а сложную, с замысловатым узором, ткали от полутора до четырёх лет.

В России были свои производители, да ещё какие!

Знаменитая производительница шалей — помещица Надежда Мерлина. В своём имении в Нижегородской губернии она создала одну из выдающихся мастерских, в которой с 1806 года производились знаменитые платки и шали.

Шаль. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. 1830-1840 гг.
Шаль. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. 1830-1840 гг.

Два её брата, Григорий и Дмитрий Колокольцовы, тоже занимались производством в своих имениях в Саратовской и Пензенской губерниях. Поэтому и шали называют колокольцовскими.

Изделия были великолепны! Двусторонние, они выглядели одинаково и с лицевой стороны, и с изнаночной, несмотря на то что ткались отдельными фрагментами, которые потом сшивались совершенно незаметным швом. У европейских шалей изнанка была некрасивая, почти махровая, а рисунок на лицевой и изнаночной стороне отличался, как позитив и негатив. Сами изделия были тяжеловатыми. Русские же выглядели очень аккуратно, кроме того, были наилегчайшими. Ткали их особыми челночками, похожими, скорее, на тоненькие коклюшки, почти иголочки. Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах. Шали Мерлиной были чудом ремесла. За год в мастерских выпускалось примерно 16 шалей. И изготовление их стоило здоровья молодым ткачихам, их трудовой век оканчивался за долго до 30 лет. Потеряв зрение, они считались непригодными для ткачества. Каждую шаль, имевшую десятки оттенков, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния. Надежда Мерлина ставила на свои изделия клеймо и являлась поставщиком императорского двора. Исторический музей хранит несколько шалей, произведённых на фабрике Надежды Мерлиной.

Шаль. 1 полов. XIX в.
Шаль. 1 полов. XIX в.

Наши русские шали в начале XIX века по сложности узора, изысканности расцветки и качеству ничуть не уступали европейским образцам, а порой превосходили их. Международная слава русских кашмирских шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне (1851 г.), они стали знамениты на весь мир.