Тотемские прялки с металлическим декором — Блог Исторического музея

Тотемские прялки с металлическим декором

Исторический музей обладает одной из лучших коллекций резных и расписных прялок, из них большую часть составляют предметы, бытовавшие на Русском Севере в Вологодской и Архангельской областях. Ни один край не знал такого разнообразия художественного оформления прялок.

Прялки с металлическим декором. 1910-1930-е гг. Вололгодская губ., Тотемский у., Биряковская вол. Мастера Евгений Афанасьевич Романовский и его брат Александр Афанасьевич (?)
Прялки с металлическим декором. 1910-1930-е гг.
Вололгодская губ., Тотемский у., Биряковская вол.
Мастера Евгений Афанасьевич Романовский и его брат Александр Афанасьевич (?)

Многие предметы собрания остаются «безымянными», часто отсутствуют какие-либо сведения о происхождении, мастере, времени создания, об истории их бытования, поэтому требуется уточнение их атрибуции.
Три прялки, выделенные из общего собрания, являются образцами одной разновидности, явно одного мастера и в сравнении с другими видами, имеющими традиционную тотемскую форму, отличаются уникальным декором, необычностью в сочетании элементов украшения.

Нарядные прялки с узорными латунными блестящими накладками и зеркальными вставками пользовались спросом в начале ХХ в. в Тотемском уезде, где их часто заказывали для подарка. Местный мастер, выполняя заказ навсегда увековечил имена хозяек прялок или владельцев гармоней, нанося металлические надписи, о чем свидетельствуют многочисленные накладные медные или латунные инициалы на предметах: «НАР», «АНШ», «ЛМШ». Красивая прялка выделяла девушку среди подруг.

А прялку было где показать девушке на выданье, просватанной невесте и молодой хозяйке. Она сопровождала девицу в брачном возрасте на посиделки (супрядки), способствовала успешному знакомству с парнями и образованию будущих союзов.

Уж ты, прясница-кокорица моя,
Пойду, вынесу на улицу тебя,
Буду прясть да попрядывати,
На беседушку похаживати[1].

Именно на посиделках встречались парень и девушка, гармонист и пряха, что часто и изображалось в росписях на прялках. «Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках сводили на нет утомление во время пряжи и суровую ее обязанность» [2]. В поисках невесты на эти беседы нередко захаживали холостые парни со всей округи. Кое-кто и с гармонью, украшавшейся, как и прялки, зеркальными вставками и блестящей латунью. С помощью бликов, возникавших вследствие отражения света от зеркальных поверхностей «орудий труда», прялок и гармоней, пары привлекали внимание друг друга, вели важный для обоих «разговор». «Когда гармонист играл, зеркала пускали зайчики, что производило неотразимое впечатление на местных девушек» [3].

Гармонь, украшенная рядами из зеркальных стекол в латунной оправе.1918 г. Вологодская губ.
Гармонь, украшенная рядами из зеркальных стекол в латунной оправе.
1918 г. Вологодская губ.
Прялки с латунным узором и зеркальными фрагментами. 1910 — 1930 гг. Мастера Евгений Афанасьевич Романовский и его брат Александр Афанасьевич (?)
Прялки с латунным узором и зеркальными фрагментами. 1910 — 1930 гг.
Мастера Евгений Афанасьевич Романовский и его брат Александр Афанасьевич (?)

В рассматриваемой разновидности фрагменты зеркального стекла носили не только утилитарный характер, но и использовались как элементы украшения плоскости лицевой стороны лопаски. Являясь частью декоративной композиции, на данных прялках они не накладывались полностью на плоскость лопаски, а занимали конкретные функциональные позиции.

В Биряковской волости Тотемского уезда поверхности прялок традиционной формы окрашивали под ценные породы дерева, декорировали зеркальными вставками и уникальными разнообразными накладками, тонкими металлическими сетками орнамента, элементы которых «резались из старых самоваров»[4]. Братья Романовские, мастера-гармонщики, биряковские умельцы в начале ХХ в., закупали заготовки прялок у тотемских резчиков и украшали их, создавая оригинальные предметы — дорогие и милые сердцу подарки жениха невесте или отца любимой дочери[5].

Благодаря всестороннему их рассмотрению, работе с найденными аналогами из собраний других музеев было выявлено, что расцвет промысла по изготовлению прялок и гармоней с металлическим декором приходится на небольшой период (1900–1930-е гг.)[6]. Также были заполнены существовавшие в атрибуции пустоты: уточнено место происхождения и бытования предметов, датировка. А также высказано предположение о причастности почти неизвестных двух мастеров из дер. Биряково Сокольского района — Евгения Афанасьевича Романовского и его брата Александра Афанасьевича к изготовлению прялок с металлическим декором из собрания ГИМ.

[1] Тунгусов А. А. Кабы не Арза — не река… Заметки о фольклоре и его сборе. Архангельск, 2006. С. 25.
[2] Белов В. И. Повседневная жизнь Русского Севера. Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей. М., 2000. С. 80.
[3] Музей русской гармоники Альфреда Мирека. Путеводитель. М., 2006. С. 24.
[4] Архив СПГИХМЗ. Инв. НА—516. С.9. О. В. Круглова открыла новые имена, благодаря экспедиции в Сокольский р-н в 1969 г.
[5] Русская свадьба. Издание к выставке»Русская свадьба. Традиции и обряды». — М., 2019. C.135
[6] См. статью: АТРИБУЦИЯ ВОЛОГОДСКИХ ПРЯЛОК С МЕТАЛЛИЧЕСКИМ ДЕКОРОМ ИЗ СОБРАНИЯ ГИМ//Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства. Материалы I научно-практической конференции…(Часть I)