В собрании Исторического музея хранится одна из самых редких коллекций духовых инструментов — 47 латунных труб конусообразной формы, отличающихся друг от друга длиной и диаметром. В загнутый верхний конец ствола каждой трубы вложен мундштук. Длина самой большой трубы достигает 213 см, самой маленькой — всего 13 см. Все трубы являются инструментами рогового оркестра.
Роговой оркестр представляет собой необычный тип музыкального коллектива. На протяжении истории его существования встречаются весьма занимательные сюжеты. Сколько труб должно быть в оркестре и почему они разной длины, как играть на инструментах, как звучат мелодии и кто придумал такой оркестр? Об этом и пойдёт речь далее.
Предшественником труб рогового оркестра были охотничьи рожки, при помощи которых егеря выманивали или отпугивали зверей. До середины XVIII века и подумать было нельзя, что этот древний духовой музыкальный инструмент можно использовать для создания так называемого «рогового оркестра».
Первый роговой оркестр разработал чех Ян Мареш. Будучи на русской службе, он состоял капельмейстером при Семёне Кирилловиче Нарышкине, знатном вельможе и фаворите императрицы Елизаветы Петровны. Нарышкин впоследствии и установил моду на роговую музыку. Мареш же усовершенствовал резкое звучание охотничьих рожков, изменив длину ствола.
Каждая труба издавала только один звук хроматической гаммы, т. е. звукоряда, который состоит из сплошных полутонов. Высота звука зависела от длины канала ствола. Количество труб в оркестре насчитывало несколько десятков инструментов, из которых низкие по звучанию трубы достигали длины более 2 м, а самые высокие — около 10 см. Входящие в роговые оркестры трубы издавали звуки в объёме от 2-х до 4-х октав. Большие рога устанавливались на особых подставках, и даже дети могли на них играть. Игра же на самых маленьких трубах была под силу только музыкантам со здоровыми лёгкими.
Музыканты рогового оркестра должны были соответствовать высоким требованиям: обладать значительной физической силой и умением сохранять концентрацию на протяжении длительного времени, поэтому в коллектив набирали крепостных крестьян. Каждый из исполнителей играл одну единственную ноту, от чего музыкантов нередко именовали по той ноте, которую они играли:
«нота ДО господина Нарышкина» или «нарышкинский ФА-ДИЕЗ».
В исполнении самой простой мелодии должны были участвовать несколько музыкантов. Самой сложной задачей в игре оркестра стало соединение отдельных звуков в единое целое, поскольку на репетицию одного отрывка музыкального произведения могли уйти месяцы. От каждого музыканта требовались правильный счёт пауз и необходимость в нужный момент издать звук соответствующей продолжительности, при этом оркестрант мог даже не знать нот. Впереди оркестра стоял дирижёр («уставщик»), который взмахами рук и постукиванием палочки о пюпитр указывал ритм. Для достижения нужного ритма Ян Мареш первоначально использовал колокол, отбивавший такт. Репертуар рогового оркестра отличался разнообразием –– в него входили и симфонические произведения, и опера, и народная музыка.
Современники называли роговой оркестр «живым органом», на котором играли живые люди. Возможно, именно в этом кроется очарование звучания роговой музыки. В XVIII веке такая музыка завоевала популярность, и многие вельможи стали содержать роговые оркестры. Поскольку оркестр обладал мощным вибрирующим звуком, он играл в парках, над усадебными прудами. Именно на открытом воздухе музыкальное звучание производило наибольший эффект. Над акваторией Невы оркестры играли прямо на плотах, чтобы жители Петербурга смогли услышать самую модную музыку своего времени.
Первый роговой оркестр появился в России, поэтому такая музыка считается самобытной и составляет исключительную часть мировой культуры, а практика игры на этих музыкальных инструментах существовала только в нашей стране. С 30-х гг. XIX столетия роговая музыка стала постепенно исчезать и была предана забвению в XX веке. Возродить её удалось в начале 2000-х гг. так же в России. До сих пор роговая музыка остаётся российским явлением, перенять которое ни одной другой стране в мире не удалось.
Использованная литература:
- Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. Т. 2. М. 1929.
- Егоров О.Н. Роговые сигналы в России / О.А. Егоров // Охота. 2011. № 7.
- https://nav.shm.ru/halls/151/