Что за сокровище хранит священная птица — Блог Исторического музея

Что за сокровище хранит священная птица

Солоница. Начало XIX века
Солоница. Начало XIX века

В одном из залов экспозиции Исторического музея представлена деревянная солоница в виде водоплавающей птицы. Это небольшой, длиной около 20 см широко распространённый в крестьянском быту предмет домашней утвари для хранения соли и её подачи на стол. Переднюю часть солоницы украшает резная голова птицы с клювом. Спинка птицы, декорированная резным узором, служит крышкой. На стилизованном хвостике птицы имеется вертлюг, который соединяет крышку с туловом птицы. Это устройство позволяет при необходимости легко повернуть крышку в сторону, чтобы взять соль. Почему соль следовало хранить в особо украшенной солонице и почему для неё выбирали образ водоплавающей птицы?

Солоница из собрания Исторического музея была сделана в начале XIX в. в Вологодской губернии. Вологодчина составляет часть Русского Севера, особого региона, ставшего своеобразным заповедником русской культуры. Относительная удалённость от центральных промышленно развитых районов страны благоприятно сказывалась на сохранении народной культуры, образы которой хранят и шедевры северорусской храмовой архитектуры, и знаменитые узорные прялки, и яркая народная вышивка.

Север избежал разорения от монгольского нашествия XIII–XIV вв., и когда почти на всей русской земле развитие культуры приостановилось, то здесь, на Севере, она сохранилась и продолжила совершенствоваться. Так, Русский Север славится традиционностью своих культурных практик, что позволяет нам получить представление о ранних периодах отечественной истории.

Прялка. Конец XIX века
Прялка. Конец XIX века

 

Очертания солоницы из собрания Исторического музея напоминают популярных в народном искусстве утку или гагару, которые уже были известны в первобытной культуре. Если обратиться к древним преданиям, то можно обнаружить, что в представлениях наших предков и утка, и гагара были птицами священными, поскольку участвовали в сотворении мира.

В начале времён всё пространство было покрыто безбрежной водой, и по мировому океану плавали два брата-бога в облике лебедя и гагары. Лебедь, что крупнее и сильнее гагары, приказал брату нырнуть под воду и достать со дна кусочек земли. Брат-гагара исполнил приказание и принёс комочек глины, из которого оба брата сотворили землю. Это один из самых известных космогонических мифов среди жителей Северной Евразии. У финно-угорских, самодийских и тюркоязычных народов в разных вариантах мифа утка либо гагара выступают как помощники, а порой и соперники Бога в сотворении мира. И в том, и в другом случае, как злое или доброе начало, утка и гагара — сакральные существа, которые участвуют в акте божественной космогонии. У птицы-солоницы из собрания Исторического музея спинка украшена схематическим изображением солнца с врезанными в него лепестками, что говорит о её благом характере и причастности к солярной символике, к живительной силе светила.

Солоница. Начало XIX века
Солоница. Начало XIX века. Фрагмент.

Широкая распространённость мифа заключена в архетипичности мифологического сознания, однако исследователи также высказывают мысль, что

«миф — свидетельство тех древнейших времён, когда предки этих народов жили вместе»

[2, с. 174]. Это означает, что предки вместе пережили и глобальную катастрофу, постигшую Северную Евразию в конце ледниковой эпохи [1, с. 93]. Тогда в ходе быстрого таяния ледников все низинные территории оказались затоплены. Люди выжили лишь на редких островах посреди бескрайних вод. Передвигаться в этом мире человеку было сложно: только по воде с помощью лодок; крупным стадным животным оказалось негде пастись. Привычные объекты палеолитической охоты, служившие источником выживания человека, исчезли вместе с древнекаменным веком. Теперь в эпоху мезолита вокруг человека существует множество птиц, которые и свободно парят в небесах, и вольно ощущают себя в водной среде. Так, лебеди, утки, гуси и гагары стали желанной добычей для человека, вооружившегося луком и стрелами.

Эти птицы вездесущи. Они легко перемещаются между всеми сферами бытия вдоль ствола Мирового Древа. Им открыты и небо, и земля, и вода. Они взлетают ввысь, парят над сушей, ныряют вглубь. В том числе утки и гагары становятся проводниками между мирами, медиаторами между людьми и богами. Этих же вольных птиц, которым доступны все уровни бытия, позже обнаружат на древнерусских золотых колтах в княжеских уборах XI–XII вв. [1, с. 94–95].

Колт. XII в.
Птицы у ствола Мирового Древа.
Колт из Михайловского Златоверхого монастыря. XII в.

В ту же отдалённую эпоху утки и гагары были необходимой пищей, источником сил и жизни, ведь только они и могли спасти утопающий мир, вернуть землю из бездны водного хаоса. Возможно, именно тогда в сознании человека и рождается образ священной водоплавающей птицы, Утки-Гагары, поднимающей со дна первобытного океана кусочки глины и воссоздающей землю заново. Потому и сияет на деревянной солонице знак божественного солнца, символизирующий жизнь, открытие новой эпохи, более милосердной к человеку.

Миф о ныряющей птице в Евразии столь популярен, что выходит далеко за пределы своего исходного бытования. Он проникает в глубь верований уже христианского периода и встречается в поздних легендах славянских народов Восточной и Юго-Восточной Европы. В апокрифах XV–XVI вв. Бог и сатана представлены в виде утиц, и повторяется та же история о нырянии ко дну океана. В ещё более позднее время образы священных птиц становятся частью русской культуры, находя воплощение в самых разных формах народного искусства, как, например, солоница, которую заботливо хранит Исторический музей.

Так почему же священная птица, сотворившая мир, хранит соль? В наши дни соль известна как дешёвый и абсолютно доступный продукт, поэтому современному человеку трудно представить трепетное отношение к соли людей в прошлом. В пословицах и поговорках соль часто упоминается рядом с хлебом и предстаёт символом благоденствия и жизни: «Без соли, без хлеба –– половина обеда». Встречают хлебом и солью дорогих гостей и молодых после венчания. Сидящим за столом людям русские крестьяне желали самого главного –– «хлеба да соли».

Соль стоила настолько дорого, что в XVII в. народ поднял Соляной бунт из-за увеличения правительством пошлины на соль. Добывали её в то время очень сложно, поскольку открытых залежей соли в Центральной России нет и приходилось возить соль издалека. Выпаривали её из морской воды. Единственный русский берег Беломорья не был близким, путь по Северной Двине долог и непрост. Пока соль оттуда довезут, цена её значительно вырастет. Так, к соли относились очень бережно.

Соль обладает важными свойствами, в том числе вкусовыми. Немаловажным является и то, что соль – природный консервант, благодаря которому продукты сохранялись в течение долгой русской зимы. С помощью соли квасили капусту, и на столе в каждом доме был бесценный, один из немногих доступных простым людям источник витамина С. У богатых на трапезах подавали заморские лимоны, способные уберечь человека от страшной цинги, когда мучительно умирают от нехватки витаминов. Хотя в квашеной капусте витамина С меньше, чем в лимонах, зато самой квашеной капусты в любом доме было вдоволь.

В Историческом музее хранительницей драгоценной соли стала Утица-Гагара, когда-то сотворившая землю. Соль сохраняла жизнь и здоровье, и это подчёркивает изображение солнца на солонице. Соль была настоящим сокровищем, поэтому к ней и к самой солонке было особое отношение. Солоницу нельзя было продавать или дарить, ведь священная птица хранила счастье дома.

Литература:

  1. Николаева Н.А., Сафронов В.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. М., 1999.
  2. Петрухин В.Я. Мифы о сотворении мира. М., 2005.
  3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 3. От Магомета до реформации М., 2002.

Автор — Елена Головкина, методист 2-й категории по научно-просветительской работе Экскурсионно-методического отдела Исторического музея