В собрании Исторического музея хранится удивительно красивая раскрашенная фотография конца XIX – начала XX вв. На ней изображена молодая женщина в крестьянском костюме Рязанской губернии. Впечатляет и её многоцветный наряд, и причудливый головной убор, который называется «сорока рогатая». Об этом головном уборе и пойдёт речь далее.
Сорока рогатая отнюдь не диковинная птица. Это старинный женский головной убор, характерный главным образом для южнорусских губерний. Сорока была известна на Руси ещё в XII в. Изначально её могли носить и горожанки, но к XIX в. она окончательно превратилась в примету крестьянской культуры.
Сорока представляет собой сложный головной убор, который мог иметь до 14 составляющих, его вес в собранном виде мог достигать 7,5 кг. В основе была кичка – шапочка, надевавшаяся на волосы. Именно к ней могли крепиться рога из луба, дерева, холста.
Спереди и сзади на кичку повязывались полосы ткани – налобник и позатыльник. Сверху надевался чехол, который, как и головной убор в целом, называли сорокой. Чехол мог прикрывать рога или же представлял собой «футляры» для них. Отдельно крепились украшения: подвески, помпоны, искусственные цветы, утиные перья. Сверху на всю конструкцию набрасывали платок.
В фондах Исторического музея хранится рогатая сорока, созданная во второй половине XIX в. в Рязанской губернии. Она напоминает ту самую, что представлена на фотографии. Отдельного внимания заслуживают детали этого головного убора. Кумачовый чехол украшен лентами и золотным шитьём: вышиты здесь, видимо, солярные (солнечные) знаки. Позатыльник обильно украшен бисером и стеклярусом. Отдельно крепились дуга с широкими лентами и бахромой и две связки подвесок (шёлковые и бисерные кисти). Убор впечатляет яркостью и пестротой: даже шнуры подвесок обвиты разноцветными узкими ленточками.
Ещё одна сорока, представленная в фондах Исторического музея, изготовлена в ту же эпоху в Тамбовской губернии. Прежде всего обращает на себя внимание длина рогов – 26 см. Можно представить, как этот головной убор подчёркивал стать своей обладательницы, придавая облику особую величественность.
Незамужним девушкам нельзя было красоваться в сороке. Девушка носила иные головные уборы, открывавшие косу. А вот замужней женщине необходимо было прятать волосы от посторонних глаз – неприлично ходить «простоволосой». Закрытая сорока и помогала скрывать волосы. Сороку надевали после венчания или на второй день свадьбы. В течение жизни её меняли. Различались повседневные и праздничные сороки. Особую сороку надевали, родив первенца, достигнув старости, овдовев.
До сих пор рогатая сорока остаётся загадочным предметом. Не до конца ясно, почему она получила своё название. Существуют три основные версии его происхождения. Первая связывает название с формой сороки-чехла. Действительно, чехол часто имел детали, напоминавшие крылья и хвост – они и назывались соответственно. Вторая версия не противоречит первой: её сторонники обращают внимание на то, что птицы издревле считались женскими оберегами, потому головным уборам и давались птичьи названия (слово «кокошник», например, происходит от «кокошь» – курица). Третья версия же противоречит первым двум. Она связана с тем, что в старину «сороками» и «сорочками» называли рубахи. Ворот рубахи часто украшали вышивкой и тесьмой так же, как и женские головные уборы – версия основывается именно на этом сходстве.
Загадка сороки заключена и в самой рогатой форме. Возможно, это отголосок языческого культа животных – намеренное подражание коровам и козам, животным-кормилицам, связанным с символикой плодородия. Быть может, главным было иное: рога должны были придать женщине угрожающий вид, отгоняя от неё и её детей злые силы.
Дать однозначные ответы сложно, поскольку для этого исследователи не располагают достаточными сведениями из источников. В XIX в. и сами крестьянки уже не могли точно истолковать символику сороки. При этом духовенство и помещики подмечали её связь с языческими верованиями. Бывало, что священники запрещали появляться в рогатых уборах в церкви, а помещики пытались полностью запретить их в своих сёлах и деревнях. С подобными запретами связывают появление сорок с рогами, уложенными горизонтально, почти полностью спрятанными под чехлом. К началу XX в. и сами женщины всё чаще отказывались от сорок, отдавая предпочтение другим головным уборам, в том числе удобным лёгким платкам.
Источники:
-
- Российский этнографический музей
- Зеленин Д.К. Головные уборы восточных (русских) славян: в 2 т. М., 1926–1927.
- Политковская Е.В. Как одевались в Москве и её окрестностях в XVI–XVIII веках. М., 2015.
- Праздничная одежда народов России. Из собрания Исторического музея. М., 2017.
Автор — Татьяна Викторовна Петрова , методист 1-й категории экскурсионно-методического отдела.