В одном из залов Исторического музея, посвящённом бронзовому веку, представлен «Солнечный камень» в виде массивной, величиной около 1 х 1 м каменной плиты с выбитой на ней личиной. Это изображение бога Солнца. Оно напоминает одновременно и солнечный диск, окружённый лучами, и человеческое лицо с тремя глазами.
Солнечный камень был найден в Южной Сибири на территории Хакасии и датируется началом II тыс. до н. э. В те времена там обитали племена, относящиеся к окунёвской археологической культуре. Окунёвцы были скотоводами, охотниками и рыболовами, владели искусством обработки меди и бронзы. Особенностью их культуры являются «окунёвские личины» – высокие каменные стелы, на которых высекались лики древних божеств. Солнечный камень из собрания Исторического музея и представляет себе осколок такой стелы. Когда-то камень находился в святилище и был предметом религиозного поклонения. Перед ним совершали священные обряды, исполняли ритуальные песни и танцы, к нему обращались с просьбами и приносили ему жертвы.
Какой смысл и какую символику вложили древние окунёвцы в изображение бога Солнца?
Существует несколько гипотез. Прежде всего вызывает вопрос третий глаз посреди лба бога. У некоторых народов распространено поверье, что светило может гневаться на людей. Когда оно раскрывает третий глаз, на земле наступает засуха. Может быть, на Солнечном камне изображено разгневанное солнце. А может быть, третий глаз помогал божеству зорко наблюдать за происходящим в мире, видеть поступки людей и проникать в их помыслы.
Ещё одна деталь представляет загадку для исследователей – горизонтальная линия, которая делит лик божества на две части. Возникла гипотеза, что солнечный диск с ликом божества может быть ещё и схематическим изображением Вселенной. Древние народы считали, что Вселенная состоит из трёх миров: верхнего (небесного), срединного (земного) и нижнего (подземного). Изображение на Солнечном камне чётко соответствует этой схеме: верхняя часть лика символизирует небесный мир, три глаза обозначают три положения солнца на небе – утром оно поднимается из-за горизонта на востоке, в полдень стоит в зените, вечером опускается к горизонту на западе; горизонтальная линия символизирует мир земной, а нижняя часть диска – подземный, причём рот божества может означать подземную реку, по которой Солнце плывёт ночью, чтобы утром снова взойти на востоке. А изогнутые вертикальные линии, очерчивающие нос божества, могут быть истолкованы как изображение Мирового древа – оси, на которую нанизаны все три мира, благодаря чему Вселенная находится в равновесии.
Согласно другой гипотезе, три глаза божества, возможно, изображают три солнца, одновременно находящиеся на небе. Китайцам, вьетнамцам, нивхам (жители Сахалина) известен миф, что в изначальные времена по небу ходило сразу несколько солнц. От них исходил такой сильный жар, что в полях горели посевы, на пастбищах сохла трава, всё живое на земле страдало от нестерпимого зноя. Наконец появился герой, который метким выстрелом из лука сбил с неба лишние солнца. Оставшееся солнце дарит с тех пор людям свет и тепло.
В I тыс. до н. э. окунёвская культура сменилась тагарской. Вероятно, тагарцы почитали уже других богов, ведь священные камни окунёвцев они разбивали на части и использовали в качестве строительного материала. Так, Солнечный камень из собрания Исторического музея был обнаружен археологами в 1978 году в необычном месте – в каменной ограде тагарского могильника.
Автор — Татьяна Владимировна Муравьева, экскурсовод 1 категории экскурсионно-методического отдела