«Памятники самолюбия» счастливой императрицы Екатерины Великой

2 мая (21 апреля по старому стилю) 1729 года родилась будущая императрица России Екатерина II. Однажды Екатерине попалась книга неизвестного автора, посвященная ей. Императрица сочла, что в книге много чрезмерных похвал и назвала её «памятником моему самолюбию». Екатерина благосклонно относилась к сочинениям в её честь. Особой милости от императрицы удостоился известный поэт Гаврила Романович Державин. В своей оде он дал Екатерине имя римской богини успеха и счастья Фелицы и обращался к ней с такими словами: «Подай, Фелица! наставленье, как пышно и правдиво жить, как укрощать страстей волненье и счастливым на свете быть?» Было ли счастливым для России долгое 34-летнее правление Екатерины? Об этом расскажут несколько памятников Исторического музея – своеобразных свидетельств «самолюбия» императрицы.

Перед нами Настольное украшение к десертному сервизу, выполненное из белого, покрытого глазурью фарфора. Сервиз был изготовлен на Королевской фарфоровой мануфактуре в Берлине по модели 1770-1772 гг., которая стала подарком Екатерине II от прусского короля Фридриха II Великого.

Портрет императрицы Екатерины II. Худ.Ф.Рокотов. Конец 1770-1780-е гг.
Портрет императрицы Екатерины II. Худ.Ф.Рокотов. Конец 1770-1780-е гг.

Екатерина и Фридрих предпочитали находится в дружеских отношениях. Екатерина не забывала о том, что когда-то именно прусский король приложил немало усилий к тому, чтобы она: невзрачная и не богатая принцесса из захудалого рода герцогов анхальт-цербстских, София-Фредерика-Августа (Фике, как звали её домашние) стала невестой, а впоследствии и супругой великого князя Петра Фёдоровича, племянника русской императрицы Елизаветы Петровны. Фридриху не удалось подчинить Екатерину своей воле. Став императрицей, Екатерина торжествовала: минуло царствование Елизаветы, убит нелюбимый и ненавистный супруг Петр III и теперь сам прусский король в почтительном поклоне склонял перед ней голову.

Десертный сервиз, подаренный Фридрихом Екатерине, помимо посудных форм, включал и это настольное украшение, которое представляет собой аллегорическую скульптурную композицию – триумф Екатерины! В центре, на троне, под балдахином, восседает сама правительница. На её голове корона, в руках скипетр и держава. Императрицу окружают божества римской мифологии. Ближе всех к трону стоят Юстиция (Закон) и Темизия (Правосудие). Справа Геркулес, символизирующий мудрость, слева Беллона, богиня войны, посередине богиня славы, Фама, она увенчивает лаврами российский герб. Композицию окружают военные трофеи с закованными в цепи пленными; они символизируют победу России в войне с Турцией. Вокруг трона расположились представители разных народов и сословий. Все они протягивают руки к императрице, как бы с восторгом обращаясь к ней и воспевая её достоинства. Все счастливы и благодарны Екатерине – таков смысл этого предмета.

Вспоминаются слова Александра Сергеевича Пушкина:

«Промчались навсегда те времена златые, когда под скипетром великия жены венчалась славою счастливая Россия, цветя под кровом тишины!» «Если царствовать значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, то в сём отношении Екатерина заслуживает удивление потомства»,

— отмечал поэт.

«Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали». «Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь. Он мне в этом свидетель», утверждала Екатерина. «Слава страны создает и мою славу!»

В царствование Екатерины Россия поднялась на небывалую высоту на международной арене, значительно расширила свои границы, утвердилась на южных территориях, в Причерноморье и в Крыму. При Екатерине выдвинулись замечательные полководцы: П.А.Румянцев-Задунайский, А.Г.Орлов- Чесменский, А.В.Суворов-Рымникский, Ф.Ф.Ушаков, П.В.Чичагов. Г.А.Спиридов, и конечно, ближайший фаворит императрицы, Григорий Александрович Потёмкин.

Князь Г.А.Потемкин. Неизвестный художник, 1790-е гг.
Князь Г.А.Потемкин. Неизвестный художник, 1790-е гг.

«Князю Потёмкину обязана я приобретением Тавриды и рассеянием татарских орд, столь беспокоивших пределы империи»,

— отмечала Екатерина.

Перед нами картина неизвестного художника конца XVIII в. «Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году». На картине в аллегорической форме представлена императрица во время своей поездки в Крым после его присоединения к России в 1783 году. Движущуюся в колеснице императрицу радостно приветствуют народы России, а сверху, из-за облаков, на неё благосклонно взирают Юпитер и Пётр I.

Потёмкину, «положившему» Крым к ногам любимой женщины, адресовано много любовных писем Екатерины, которая называла его своим мужем. Но мы остановимся на записке императрицы Потёмкину делового характера. Перед нами документ, написанный чётким ровным почерком, выдающим немецкую аккуратность и педантичность.

Надо сказать, что Екатерина с первых же дней по прибытии своем в Россию рьяно принялась за изучение русского языка, православного вероисповедания и обычаев новой для нее Родины, в чем немало преуспела. Императрица абсолютно правильно изъяснялась по-русски стилистически, но так и не сумела избавится от небольшого акцента. Писала по-русски, в основном, верно, но, иногда всё же допускала некоторые ошибки и просила исправлять их своих секретарей.

Прочтем эту небольшую записку, за которой стоит большой подтекст.

«Князь Григорий Александрович, принятые вами из Кабинетной суммы сто тысяч рублей, повелеваем вам употребить на строение вашего дома в Осиновую рощу и жалуем вам оныя «денги» безвозвратно. Екатерина. Июня 4 1779».

Осиновая роща — это имение под Петербургом, пожалованное Потемкину, также, как и огромная по тому времени сумма денег, о которой упоминается в записке.

За свое царствование только фаворитам Екатерина раздала более 92 миллионов рублей, что превышало размер годовых расходов государственного бюджета и было сопоставимо с суммой внешнего долга России, образовавшегося к концу её царствования. «Екатерина знала плутни и грабежи своих любовников, но молчала», замечал А.С.Пушкин.

«От канцлера до последнего протоколиста всё крало и всё было продажно. Таким образом, развратная государыня развратила и своё государство».

«Меня обворовывают точно так же, как и других, но это хороший знак и показывает, что есть, что воровать»,

— с иронией замечала Екатерина. Однако такой «юмористический» подход на деле обернулся для страны финансовой пропастью, в которой Россия и очутилась, благодаря матушке-императрице.

Екатерина говорила, что, когда она видит чистый лист бумаги, ей не терпится начать писать. Эпистолярное наследие императрицы велико. Это мемуары и исторические сочинения, размышления и письма, водевили, комедии, сказки и даже попытки стихосложения. А еще, по её собственным словам, она была одержима «законобесием».

Взглянем на Наказ императрицы, данный Комиссии о сочинении проекта нового уложения. Это первое полное издание «Наказа», датируемое 1770-ым годом, который был написан Екатериной в 1767 году и явился важнейшим юридическим актом эпохи. В Наказе Екатерина обосновывала главные принципы своего правления — политики «просвещенного абсолютизма». В значительной степени текст Наказа был заимствован Екатериной из трактатов известных философов и просветителей того времени: Шарля Монтескье, Дени Дидро, Жана д`Аламбера и Чезаре Беккариа. Екатерина и не скрывала, что её труд – чистая компиляция. Идеи просвещения, свободы, равенства, братства, демократии, которые императрица искренне исповедовала, Наказом лишь декларировались; на практике Екатерина и не собиралась их применять, понимая, как велика разница между теоретическим трактатом и реальной жизнью. Кстати сказать, Комиссия, которая должна была рассмотреть Наказ и принять новые законы страны, начав свою работу, так и не завершила её по причине войн и в целом нестабильной обстановки в стране. Есть и иное мнение историков на этот счет: работа Комиссии являлась лишь пиар-акцией Екатерины, направленной на прославление императрицы и создание её благоприятного имиджа в России и за границей. Комиссия посвятила несколько заседаний обсуждению того, как именовать императрицу. В итоге Екатерина согласилась принять титул «Мать Отечества» и отказалась от предложенных ей «Великая» и «Мудрая», потому как, по её словам, о её величии следует судить потомкам, а мудр может быть только Господь Бог.

Портрет императрицы Екатерины II в русском костюме с маской в руке. Неизв. худ. Последняя треть XVIIIв.
Портрет императрицы Екатерины II в русском костюме с маской в руке.
Неизв. худ. Последняя треть XVIIIв.

Завершая небольшой рассказ о «счастливой» императрице Екатерине II, хочется вспомнить эпитафию, которую она сама для себе сочинила:

«Здесь лежит Екатерина Вторая, родившаяся в Штеттине 21 апреля 1729 года. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. Четырнадцати лет от роду она возымела тройное намерение – понравиться своему мужу, Елизавете и народу. Она ничего не забывала, чтобы успеть в этом. В течение 18 лет скуки и уединения она поневоле прочла много книг. Вступив на российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность. Она легко прощала и не питала ни к кому ненависти. Пощадливая, обходительная, от природы веселонравная, с душою республиканскою и с добрым сердцем, она имела друзей. Работа ей легко давалась, она любила искусства и быть на людях.»

Что ж, Екатерина добилась главной цели — потомки нарекли её Великой.

Автор — Екатерина Емельянова, методист научно-методического отдела