В Европе эпохи Средневековья серебро было одним из основных металлов для чеканки монет как крупных, так и мелких номиналов. Золотые монеты обслуживали преимущественно международную торговлю. А медь долгое время использовалась в основном лишь в качестве лигатуры – примеси, добавлявшейся в сплав с серебром или золотом, шедших на чеканку монет. В Новое время в сложившейся системе денежного обращения начинают происходить важные изменения. Медь превращается в полноценный монетный металл и начинает играть активную роль в денежном обращении многих стран. Одной из них была Швеция.
XVII век в Швеции был эпохой великодержавия. В это время небольшая аграрная страна на окраине Европы сумела превратиться в могущественное государство европейского масштаба, с которым вынуждены были считаться многие монархи. Швеция всегда была богата залежами медных и железных руд и активно экспортировала эти металлы. Но серебра в стране добывалось мало, и значительная его часть шла на чеканку монет. По условиям Кнередского мира, положившего конец Датско-Шведскому конфликту 1611–1613 гг., Швеция должна была выплатить крупную сумму серебряной монетой своему противнику за возможность сохранения важной крепости в устье реки Гёты, что спровоцировало кризис серебра в стране. Тогда шведское государство решилось на смелый эксперимент. Король Густав II Адольф (1611–1632) повелевает начать чеканку медных монет мелких номиналов. Чтобы новые монеты могли приниматься в качестве оплаты и экспортироваться как товар, количество меди, шедшее на их изготовление, должно было по своей стоимости быть эквивалентно серебру. Это позволило Швеции решить сразу несколько задач. Во-первых, частично наполнить казну ходячей монетой. Во-вторых, снижение поставок меди за рубеж способствовало повышению её цены на международном рынке. В-третьих, изготовление монет из меди позволило сэкономить серебро, столь нужное для чеканки монет крупных номиналов.
Уже в 1624 г. началась чеканка первых медных монет. Они имели прямоугольную форму, необычную для монет, так как вырубались из предварительно отчеканенных полос меди. Это сильно упрощало и удешевляло процесс изготовления. Такие монеты не только обслуживали внутренний рынок королевства, но и поставлялись за рубеж, в том числе в Испанию, Францию и даже Русское государство. Это нововведение повлекло за собой и другие изменения в денежном счёте. Был введён счёт на серебро – silvermynt (сильвер минт) и на медь – kopparmynt (коппар минт). Соотношение между этими курсами колебалось в зависимости от количества добытого металла, международной конъюнктуры и других факторов. Вскоре начали выпускать и монеты более привычной круглой формы.
Спустя некоторое время и после долгих дебатов в Королевском совете, в Швеции начинают изготавливать крупные медные монеты номиналом 10 далеров серебром. Такие монеты называются по-шведски plåtmynt (плотминт), а по-русски – плóты, плáты или шведские медные монеты-плиты. Первая эмиссия этих монет номиналом 10 далеров серебром была осуществлена при королеве Кристине (1632–1654) в 1644–1645 гг. Поскольку это были медные монеты больших номиналов, они имели впечатляющий вес, каждая такая монета весила примерно 19,7 кг! По каким-то причинам такие крупные монеты больше не выпускались, зато в массовом порядке начали изготавливаться монеты других номиналов в 8, 4, 2, 1 и ½ далера серебром. Совсем недолго выпускали плóты номиналом в 5 и 3 далера серебром. Их производство включало несколько стадий. Сначала из добытого металла отливались большие чурки, которые затем расковывались в металлические листы при помощи мощных молотов на лошадиной или речной тяге. На одной из сторон плот можно видеть следы такой расковки. Из этих медных листов уже вырубались пластины подходящего размера. Пластины клеймились в четырёх углах штемпелями с королевской монограммой и годом чеканки, что препятствовало их обрезыванию. В центре наносился пятый оттиск, содержавший указание номинала.
В нашем музее хранится коллекция нескольких таких медных монет, самая большая из которых имеет номинал 8 далеров серебром.
Она была изготовлена в 1659 г. при шведском короле Карле Х Густаве (1654–1660). Вес этой монеты составляет около 17 кг. Она попала в коллекцию ГИМ необычным образом. В начале XX в. проходили работы по углублению и расширению портовой части Рижского залива. В ходе этих работ были обнаружены остатки затонувшего судна и груз, с которым корабль ушёл ко дну. Часть этого груза составили массивные шведские медные монеты. Было решено распределить монеты между несколькими крупными музеями, среди которых оказался и наш.
Но что же можно было купить на такие монеты? Благодаря имеющимся документам, нам известны зарплаты и цены на некоторые товары в Швеции середины XVII в. Так, шахтёру нужно было работать больше трёх дней, чтобы получить монету в 1 далер серебром. На монету в ½ далера серебром можно было купить 10 литров молока. 8,5 кг свинины стоили 1,5 далера серебром. А женская шляпка стоила примерно 1 далер серебром[1].
Медь как монетный металл быстро набирала популярность в Европе, и очень скоро во многих государствах из неё стали чеканить монеты мелких номиналов. Практика изготовления Швецией крупных медных монет была перенята в Дании и даже в России, хотя и просуществовала недолго. Медные монеты продолжали чеканиться во многих странах Европы и Нового света вплоть до XIX – начала XX в., когда им на смену пришли монеты из других сплавов недрагоценных металлов.
[1] Источник: Lagerqvist L.O. Vad kostade det? Priser och löner från medeltid till våra dagar. Andra tryckning. Stockholm, 2011