В фонде печатной графики хранится уникальная немецкая гравюра братьев Зур «Башкиры в разрушенных предместьях Гамбурга в 1814 году», позволяющая представить внешний вид иррегулярной национальной конницы, находившейся в составе российской армии в 1812–1814 гг. Башкиры, казаки, калмыки, крымские татары стали составной частью повседневной жизни европейца в период заграничных походов, что нашло широкое отражение в творчестве художников, пытавшихся по-своему отразить наблюдаемые ими явления войны.
В первой половине XIX в. в Гамбурге успешно развивалось графическое искусство. Большой вклад в него был сделан благодаря творческому союзу немецких художников Зур (Suhr). Три брата Кристоф (1771–1842), Корнелиус (1781–1857) и Питер (1788–1857) были правнуками талантливого художника, рисовальщика гобеленов и фресок на фабриках Касселя и Франкфурта-на-Майне Питера Зура. Примечательно, что только один из братьев Зур – Кристоф – имел художественное образование, был членом Берлинской Академии художеств. Корнелиус и Питер, подрастая, овладевали техникой рисунка и гравирования самостоятельно, под руководством старшего брата. В 1806–1814 гг. братья исполнили ряд гравюр в технике акватинты на тему наполеоновских войн, в том числе «Башкиры в разрушенных предместьях Гамбурга в 1814 году».
Точная детализация в описании костюмов иррегулярных частей русской армии позволяет предположить, что художник был очевидцем событий и делал зарисовки с натуры.
Как известно, в состав иррегулярной конницы русской армии в течение 1811–1812 гг. было сформировано и отправлено 20 башкирских конных полков. Письменные источники показывают, что в боевых действиях под Гамбургом участвовал 15-й Башкирский полк, насчитывавший к тому времени два штаб-офицера, 16 обер-офицеров, 12 урядников, 500 казаков, 512 строевых лошадей, 256 вьючных лошадей. Полк активно использовался командованием. Он содержал посты блокадного корпуса, участвовал в атаках на французские посты, в том числе в спешенном виде, отражал вылазки противника, участвовал в ночных атаках.
Судя по тщательно прописанным деталям, гравюре предшествовали предварительные наброски, рисунки. Зарисовки с натуры для гравюры были сделаны, судя по травяному покрову, изображенному на ней, и деревцам на дальнем плане, в конце апреля – первых числах мая 1814 г. Это подтверждает и хронология событий блокады и сдачи Гамбурга: 13 апреля под Гамбургом было заключено перемирие на 14 дней; 23 апреля начались переговоры о сдаче Гамбурга и крепости Гарбург; 11 мая подписан акт о сдаче Гамбурга и Гарбурга союзным войскам; 13 мая французский гарнизон начал выходить из города; 19 мая Польская армия Беннигсена вступила в Гамбург Вероятно, в этот день башкиры в город так и не вступили по причине их отправки на родину, в противном случае гравюра имела бы название «Башкиры в Гамбурге», а не в его разрушенных предместьях. Последний полковой рапорт, отложившийся в архиве, с указанием стоянки «под Гамбургом», датирован 1 мая. На то, что изображенные события происходят в конце апреля, указывает и смешение головных уборов, у многих башкир они зимние, меховые, часть уже стала надевать летние колпаки.
На гравюре изображены фигуры башкир, всего 33 человека, все они демонстрируют разные сюжеты полковой жизни. Картина условно разделена на три плана. На дальнем – показаны караулы, на ближнем – полк на марше, и на переднем – элементы бивака. В центре изображены два командира, вслед за ними двигается сотня, с чиновниками в первых рядах, вдалеке видны два башкира на одиночных постах, а также показан парный конный разъезд. Слева группа конных башкир, вероятно, из другой сотни, она статична. Часть её спешилась, часть расположилась на траве в придорожной канаве. Взгляды башкир направлены на зрителя, друг на друга, сидящих на переднем плане башкир. Полное отсутствие изображений местных жителей, разрушенные здания, в том числе и кирхи, отсутствие собак – всё это должно показать ужасы войны.
Из командиров, один старшина в казачьей форме, вооружен пистолетом и саблей, другой одет в национальную одежду. Десятник также имеет казачью форму и вооружен пистолетом. Остальные одеты в национальную одежду.
Гравюра братьев Зур уникальна наличием двух редких сюжетов. На переднем плане имеется не встречающееся нигде более изображение музицирующего башкира, играющего на кубызе (варган, язычковый музыкальный инструмент). Он вооружен пистолетом и одет в богатый халат красного цвета, что говорит о его не рядовом статусе. Рядом с ним изображены воин, перематывающий крепление наконечника пики к древку, и башкир, слушающий музыку. Он вооружен саблей, которая, судя по изображению, является русской легкокавалерийской саблей образца 1798 г. Кроме изображения музицирующего башкира, картина примечательна наличием изображения полкового муллы. По штату, в башкирских, мишарских и тептярских полках для отправления религиозных служб полагался мулла. Основное отличие муллы, изображенного на гравюре от остальных башкир – это пышный, богато убранный тюрбан. Художник не случайно поместил его изображение на самом срезе картины, поскольку мулла наблюдает нарушение одного из религиозных запретов. На переднем плане в числе отдыхающих башкир изображены двое воинов, употребляющих спиртное. О том, что в военных условиях имели место отступления в соблюдении религиозных заповедей, сохранились письменные свидетельства.
В тесных рядах изображенного на гравюре полка, выступающего маршем верхом на лошадях разных мастей, видны детали, связанные с вооружением, снаряжением и конской упряжью. У одного из башкир заметна пика с фигурным древком, у всех воинов нагайки, луки большого размера, размещённые в кожаных налучах. Казачьи седла с высокими деревянными луками, колчаны со стрелами, разнообразные головные уборы – все детали прописаны художником довольно тщательно. Время написания работы пришлось на переходный период весны, смены зимней теплой одежды летней, поэтому на гравюре видны как лёгкие войлочные колпаки, так и суконные шапки, зимние меховые колаксыны разного кроя.
Европейская война привела и к другим влияниям. На гравюре изображены башкиры, имеющие аккуратно подстриженные бородки и усы, двое повязали шейные платки в качестве галстуков. У конников как типично степное вооружение – пики, луки со стрелами, так и современное, европейское – пистолеты и сабли. У двух башкир мы видим сабли трофейные – баварскую и французскую. Судя по казакам и башкирам, любовь к пистолетам – отличительная черта иррегулярной конницы наполеоновской эпохи. Контакт культур в оружейном понимании этого процесса оказался необычайно плодотворным.
Благодаря совместному творчеству братьев Зур и четкому распределению обязанностей (Кристофер – рисовальщик, Корнелиус – гравер, литограф, Питер – литограф и издатель) графическое искусство в Гамбурге успешно развивалось на протяжении целых пятидесяти лет.
Авторы — Е.М. Букреева, Р.Н. Рахимов