Карета детей императора Александра II из собрания Государственного исторического музея

В XIX столетии для игр детей из богатых аристократических семей экипажные мастера создавали миниатюрные кареты, коляски, ландо. В большей степени это были движущиеся игрушки, хотя и до мельчайших деталей повторявшие конные экипажи для взрослых. Изготовление миниатюрного транспорта — дело сложное и дорогостоящее, а век игрушек, как известно, не долог, поэтому и сохранилось таких памятников искусства экипажного дела в современных музейных собраниях крайне мало.

Карета детская. Принадлежала детям императора Александра II. Т.М. Орловский. Россия, Москва. около 1847 г.
Карета детская. Принадлежала детям императора Александра II. Т.М. Орловский. Россия, Москва. Около 1847 г.

Государственный исторический музей обладает уникальной коллекцией детских экипажей XIX в. Ее жемчужиной, по праву, считается карета детей российского императора Александра II.

Карета является миниатюрной копией придворных парадных карет — купе середины XIX в., и при этом полноценным детским экипажем. Она была создана московским мастером Тимофеем Михайловичем Орловским в 1847 г. Экипаж предназначался для развлечения малолетних детей тогда еще наследника престола цесаревича Александра Николаевича. В ней юные отпрыски царствующей фамилии могли кататься по аллеям парка. Запряженных в карету низкорослых лошадок вели под уздцы слуги.

Мастер создал карету к пятилетию старшей дочери Александра II, великой княжны Александры (р. 1842 г.). Позже экипажем пользовались и сыновья императора великие князья Николай и Владимир (р. 1843 г. и 1847 г.): их вензели «НА» и «ВА» помещены на боковых филенках кареты.

Вензель "НА"

Как полагалось лишь избранным членам царствующей фамилии, экипаж детей наследника престола был украшен не только их личным вензелем, но и геральдическими символами династии – императорскими коронами и накладными золочеными гербами Российской империи и Царства Польского, искусно включенными в убранство экипажа. Вензель «АМ» под короной, декорирующий плат на козлы (место для кучера), принадлежит родителям юных владельцев кареты и составлен из начальных букв их имен: «Александр» и «Мария» (император Александр II и императрица Мария Александровна).

Вензель "АМ"

Карета была создана в экипажном заведении Т.М.Орловского в Москве. Небольшое заведение «Каретный мастер Тимофей Михайлов Орловский с сыном» вместе с лавками находились «близ Каменного моста в приходе Козьмы и Дамиана, в доме купца Аллилуева». В экипажном заведении Орловского трудились первоклассные мастера, о чем свидетельствует высокое качество исполнения детской кареты.

Экипаж выполнен в соответствии с новейшими достижениями в каретном строительстве своего времени. Карета двухместная, с кучерскими козлами и запятками для лакеев. Она оснащена дрогой, поворотным кругом, пластинчатыми С-образными и полуэллиптическими рессорами, обеспечивавшими благородным пассажирам максимальный комфорт и покой. Для удобства входа в карету и выхода из нее внутри кузова, у дверец, располагаются раскладные подножки. Способствовали комфортабельности и особые (т.н. «ухватные») ремни, помещенные на задней стенке внутри кузова, помогавшие при рассаживании.

В карете предусмотрено и устройство для связи пассажира с кучером. Оно представляет собой подвижный шнур, проходящий насквозь через переднюю стенку кузова. Один конец этого шнура привязывался к руке возницы, а за противоположный — тянул пассажир, если требовалось остановить карету. Но в детской карете это устройство по назначению все же не применяли, поскольку лошадей, запряженных в экипаж, в целях безопасности вели под уздцы слуги. В карете использовалась пароконная запряжка с дышлом. Экипаж снабжен четырьмя застекленными свечными фонарями. Подобно седокам парадных экипажей для взрослых, пассажиры в этой детской карете имели прекрасный обзор, который обеспечивался пятью окнами с подъемными фацетными стеклами. В то же время была предусмотрена и возможность уединения – окна закрывались рулонными шторками.

Этот уникальный памятник поражает не только техническим совершенством и прихотливостью убранства, но и удивляет изящной строгостью форм, а особенно – редкостным синим цветом лакированного корпуса кареты. Изнутри экипаж богато убран шелком и бархатом в бежевых и голубых тонах различного оттенка: стенки и сиденья обиты узорными тканями, отделанными тесьмой с изображениями двуглавого орла; потолок декорирован объемной вышивкой по муару с изображением императорской короны. Изысканная золотисто-серебристо-голубая гамма драпировок удивительно удачно сочетается с синим цветом корпуса кареты. Синий цвет – символ ленты Ордена Андрея Первозванного, главной награды Российской Империи. Им награждались царственные дети при рождении.

Карета

Уже к 1861 г. карета детей императора Александра II поступила в Придворный Конюшенный музей в Санкт-Петербурге, где оказались собранными лучшие образцы экипажей, принадлежавших царской семье, и где они бережно сохранялись. В 1917 г., в числе ряда наиболее ценных экспонатов, эта карета была перевезена в Москву и помещена в Нескучном саду, в манеже Александринского дворца. В 1927 году она вошла в собрание Государственного исторического музея.

В 2010–2014 гг. проводилась научная реставрация детской кареты, позволившая подготовить ее к экспонированию. Сейчас, спустя более, чем сто лет, экипаж предстает перед посетителями музея почти в том виде, как некогда – перед первыми владельцами.

Автор — Юлия Фагурел, научный сотрудник отдела Дерева и мебели