История Великой империи Наполеона на каминных часах

Исторический музей обладает обширной коллекцией самых разных
каминных часов. Особое внимание привлекают каминные часы с фигурой женщины с ребенком на руках — подлинный шедевр французского мастера. Каминные часы – это удивительный предмет декоративно-прикладного искусства, который может рассказать об их владельце и художественных особенностях его времени. Погрузиться в эпоху XIX века нам помогут детали этого памятника. На массивном основании часов помещена изящная композиция – фигура сидящей матери с ребенком. Позади женщины стоит
арфа, верхняя часть которой оформлена в виде головы лебедя. В правой части композиции ваза с роскошным букетом цветов. В фигуре женщины угадывается образ Марии-Луизы Австрийской, второй жены Бонапарта, а в фигуре младенца – образ их сына Наполеона II.

Часы каминные "Мария-Луиза с сыном, Наполеоном II" Часовая мастерская Жана-Антуана Лепена. 1812-1813 гг.
Часы каминные «Мария-Луиза с сыном, Наполеоном II». Часовая мастерская Жана-Антуана Лепена. 1812-1813 гг.

Часы представляют ярчайший образец стиля ампир, возникшего в период империи Наполеона Бонапарта (1804 -1815). Ампир происходит от французского «empire», что в переводе означает «империя». Этот стиль прославляет личность правителя и подчеркивает его доблесть и могущество. Особенность ампира состоит также в богатом королевском убранстве, простоте и изяществе форм, использованием художественных образов Римской империи и Древней Греции. Об ампире напоминает каждая деталь убранства часов: Мария-Луиза в образе греческой богини в длинном элегантном одеянии с нарядной тиарой на голове, также и арфа, лавровые венки, акантовые узоры напоминают элементы античного искусства. Ампир получил широкое распространение в XIX веке, и почти все дворы Европы перенимали этот стиль, любуясь роскошными предметами убранства и дорогой мебелью.

Каминные часы свидетельствуют не только об эпохе, но и об их владельце. Мечта Наполеона о законном наследнике послужила главной причиной его развода с первой супругой Жозефиной в 1809 году. Он стал подыскивать себе невесту королевских кровей, чтобы закрепить за собой статус великого европейского монарха. После долгих поисков выбор пал на династию Габсбургов. Наполеон женился на дочери австрийского императора красавице Марии-Луизе. В марте 1811 года у пары родился наследник — Наполеон II. Женитьба Бонапарта на австрийской принцессе и затем рождение сына вызвали большой политический резонанс и нашли широкое отражение в живописи, графике, скульптуре, прикладном искусстве Франции.

Часовой механизм каминных часов
Часовой механизм каминных часов

Еще часы расскажут нам о мастере. На циферблате можно увидеть подпись на французском языке: «Lepine h-du Roi» – Лепин, часовщик Короля. Жан Антуан Лепин был знаменитым мастером Франции. Его работы пользовались большой популярностью среди местной знати и ценителей искусства. Лепин – часовщик Короля изготавливал великолепные карманные и каминные часы для Людовика ХV, Людовика ХVI, Наполеона Бонапарта. Более того, он получил известность за изобретение специального крючкового хода и конструкции карманных часов – калибра Лепина. Мастер работал и на часовой мануфактуре философа Вольтера около Женевы, а позже получил в наследство от своего учителя огромную мастерскую в центре Парижа.

Циферблат каминных часов с именем мастера Лепина
Циферблат каминных часов с именем мастера Лепина

Каминные часы с фигурами Марии-Луизы и Наполеона II можно назвать поистине изящной художественной композицией. Они дают представление о роскошных покоях императоров, богато украшенных интерьерах, выполненных в утончённом французском стиле. Эту изысканную работу XIX века можно увидеть в одном из экспозиционных залов Музея Отечественной войны 1812 года в Москве.

Источники:
1. Федотова Е.Д. Наполеоновский ампир. М., 2008.

2. Повзнер Л.Х. История часов как технической системы.
Использование законов развития технических систем для развития
техники. М., 2017.