Трон «неразгаданного сфинкса» — Блог Исторического музея

Трон «неразгаданного сфинкса»

Среди памятников Исторического музея находится предмет, представляющий собой яркий образец парадной мебели в стиле ампир и одновременно напоминающий о славной «эпохе 1812 года». Речь идёт о тронном кресле императора Александра I.

Кресло тронное. Россия. 1810-е годы. Дуб, липа, левкас, золото, бархат, металл, столярная работа, резьба, токарная работ, золочение, обивка.
Кресло тронное. Россия. 1810-е годы. Дуб, липа, левкас, золото, бархат, металл, столярная работа, резьба, токарная работ, золочение, обивка.

Как известно, трон – это один из символов власти монарха. Поэтому неслучайно трон императора своим внешним видом должен с первого взгляда поразить величественностью и помпезностью. Изготовленное из дуба кресло покрыто позолотой и обито красным бархатом, что позволяет создать эффект монументальности и роскоши. По периметру оно украшено резьбой, воспроизводящей государственные символы Российской империи – двуглавых орлов и императорские короны. Не менее заметными украшениями являются резные изображения предметов вооружения – мечи, щиты с изображениями львиных голов и шлемы. У кресла нетрадиционная для тронов русских царей круглая спинка. Форма спинки выполнена в подражание образцам древнеримской мебели. Окаймляет спинку лавровая гирлянда – античный символ победы и триумфа. Строгая форма кресла в сочетании с богатым декорированием и использованием античных символов свидетельствует о принадлежности к стилю ампир, популярному в Европе и России в первой четверти XIX века.

Кресло тронное. Россия. 1810-е годы. Дуб, липа, левкас, золото, бархат, металл, столярная работа, резьба, токарная работ, золочение, обивка.

До сих пор подробности создания трона не до конца ясны. По наиболее вероятной версии трон был изготовлен для подношения императору Александру I по случаю посещения им Москвы в 1817 году. Именно на этот год пришлась пятилетняя годовщина победы в Отечественной войне. Возможно, кресло изначально не предназначалось для сидения, а задумывалось именно как памятник победе над Наполеоном. Своим внешним видом тронное кресло должно было напоминать о величии России, а также о триумфе и славе её государя. Император, однако, не взял его с собой в столицу, оставив в Москве. Вплоть до 1912 года оно украшало зал общих собраний департаментов Правительствующего Сената в Московском Кремле. В год столетнего юбилея Отечественной войны кресло было передано Историческому музею, в залах которого в конце того же года разместилась выставка, посвящённая войне.

Трон Александра I имеет явное внешнее сходство с тронным креслом Наполеона Бонапарта, изготовленным для него в 1804 году по случаю коронации в качестве императора французов. Трон Наполеона создавался по эскизам знаменитых французских архитекторов и декораторов Шарля Персье и Пьера Фонтена, двух основоположников художественного стиля ампир. Александр I был увлечён их творчеством и состоял с ними в переписке ещё до войны 1812 года. Вероятно, интерес российского императора к ампиру и творчеству французских архитекторов сыграл роль при выборе стиля исполнения и оформления предназначенного для него трона. Возможное авторство тронного кресла принадлежит другому известному архитектору французского происхождения – Огюсту Монферрану. С 1816 года он состоял архитектором при кабинете Александра I. Художественные взгляды и стиль Монферрана сформировались под влиянием работ Ш. Персье и П. Фонтена. Не исключено, что архитектор обратился к их наследию и использовал в своей работе известный образ трона Наполеона.

Узнать больше о тронных креслах можно из книги «Низвергнутые троны российского престола».

Автор — Кирилл Такчёв, методист по музейно-образовательной деятельности отдела образовательных проектов и мероприятий