Два юбилея Покровского собора – два юбилея хоругвей — Блог Исторического музея

Два юбилея Покровского собора – два юбилея хоругвей

В 2011 году Покровский собор отмечал своё 450-летие. К юбилею были отреставрированы помещения в нижнем ярусе – подклете, которые до этого использовали для хранения фондов и под хозяйственные нужды. В исторических интерьерах открыли новую экспозицию, настоящей жемчужиной которой стали двусторонние хоругви. Великолепные образцы церковного искусства также связаны с юбилеем, но другим: Общество хоругвеносцев Покровского собора принесло их в дар в 1905 г., когда торжественно отмечали 350-летие закладки храма.

Двусторонние хоругви в экспозиции Покровского собора
Двусторонние хоругви в экспозиции Покровского собора

На протяжении 80 лет никто из посетителей Покровского собора не видел эти хоругви. Почему же сложилось так, что вторично они стали подарком лишь к юбилею собора уже в XXI веке? Когда закрытые помещения подклета освобождали для реставрации, стало возможным вновь обратиться к коллекции, а именно к странным, на первый взгляд, предметам. Например, обратили внимание на огромные толстые металлические, совершенно чёрные пластины, краткие сведения о которых были лишь в музейной книге поступлений.

Хоругвь с изображением иконы «Спас Нерукотворный»
Хоругвь с изображением иконы «Спас Нерукотворный»

По правилам, каждый предмет обязательно фотографируется, и на фотографиях пластин при сильном увеличении увидели блестящие точки.  Результатом этого стала огромная исследовательская работа специалистов-музейщиков. Сначала с хоругвями работали реставраторы-химики. Им удалось установить, что именно дало такой эффект; оказалось, что это золото. Потом над ними долго трудились реставраторы по металлу и живописи, и благодаря их кропотливому труду, в музее появились совершенно уникальные артефакты, подобных которым нет ни в одном музее мира.

Хоругвь – это, в первую очередь, войсковое знамя и знамя церковное, носимое на крестных ходах. Хоругви, вложенные к юбилею собора, конечно, не простые. Это имперские хоругви, которые изначально имели идеологическое содержание, будучи одновременно предметами культа. Многие из основателей музея в Покровском соборе связали свою жизнь и деятельность с храмом ещё во время ремонта в конце XIX века, как, например, Дмитрий Петрович Сухов, пришедший в собор юным и проработавший в нём до глубокой старости (умер в 1958 г.).  Это были люди старой закалки и старой культурной школы. Главной задачей, которую они ставили перед собой при создании музея, было сохранить собор во что бы то ни стало в то непростое для культовых сооружений время. Они понимали, что подобные хоругвям предметы в первые десятилетия советской власти попросту уничтожались под предлогом нехватки металла в стране. Первые музейные сотрудники решились пойти на хитрость: то, что они сделали, в то время расценивалось как тяжкое преступление, за которое можно было поплатиться жизнью. Сегодня мы понимаем, что это был поступок, равносильный подвигу.

Подклет собора всегда частично использовали для хранения вещей, не только ценных, но и того, что «могло когда-нибудь пригодиться» (такая ментальность русского человека). Было решено спрятать эти хоругви среди других предметов. Но хоругви позолочены! Как спрятать золото? Решение нашли: их покрыли смесью из сажи, разведённой олифой. И никто до момента обнаружения хоругвей об этом не знал. А тех, кто знал в те тревожные времена, уже не было в живых. Стоит отдать должное музейным сотрудникам – великим оптимистам, свято верившим, что когда-нибудь хоругви займут своё достойное место в Покровском соборе. Этот час настал: в 2011 году в экспозиции собора появились три великолепные двусторонние хоругви.

Хоругви выполнены в стиле модерн, написаны маслом по металлу, украшены золотом и перегородчатой эмалью. Две из них имеют форму древнерусского шлема с кольчужными подвесами, с «Крестом Всей Вселенной» наверху. Обычно такой крест, опирающийся на полумесяц, трактуется как «попрание христианством мусульманства». На самом деле в иконописи полумесяц всегда означает Вселенную. Этот тип креста – один из древнейших, такие кресты венчают сохранившиеся домонгольские храмы Пскова и Новгорода. Форма же шлема отсылает нас к истории собора –  памятнику взятия Казани в XVI веке, увековечившем военную победу.

Икона Казанской Богоматери. Фрагмент хоругви
Икона Казанской Богоматери. Фрагмент хоругви

Шлемовидные хоругви – напоминание о древних полковых знамёнах, на которых писали иконы Спаса Нерукотворного, как покровителя русского войска, Богоматери – заступницы земли русской. Здесь мы видим удивительную Богоматерь Казанскую – необыкновенно красивую, нежную, украшенную жемчугом. Кажется, что это настоящий жемчуг, к которому тянется рука потрогать, однако это невозможно. И не потому, что запрещено дотрагиваться до музейных предметов, а потому что он нарисован!  На нимбах Спасителя и Богоматери очень интересно изображён космос, Вселенная; его создавали художники начала ХХ века так, как представляли космос люди, жившие в XVI веке.  На этих хоругвях изображены также святые покровители, имена которых связаны с взятием Казани и с посвящениями церквей собора.

Кого ещё обычно изображали на хоругвях? Конечно, Георгия Победоносца. И здесь он тоже есть. Сразу вспоминается Марина Цветаева:

«Московский герб: герой пронзает гада. Дракон в крови. Герой в луче. — Так надо».

Это прямая отсылка ко времени создания хоругвей; вспоминается не только Цветаева, но и Васнецов, Билибин, творившие в стиле русского модерна, так же, как и ювелиры, создавшие хоругви.

Георгий Победоносец. Эмалевая накладка
Георгий Победоносец. Эмалевая накладка

Третья хоругвь выполнена в виде древнерусского храма с двумя шатровыми навершиями, символизирующими божественную и человеческую сущность Спасителя. Внизу – тоже дань моде: подвесная цата в виде ангела девичьего типа, характеризующая начало XX века – время увлечения историей и археологией. На иконе одно из самых первых изображений Серафима Саровского, прославленного в лике святых в 1903 году. А на самой хоругви написано, что она создана в 1904 году. Святой Серафим Саровский изображён с рукой на епитрахили – только-только начинает складываться иконография написания образа.  На оборотной стороне – любимая икона святого, келейный образ, который сам он называл «Всех радостей Радость». В молении перед этой иконой святой умер.

Хоругвь с изображением иконы «Святой Серафим Саровский»
Хоругвь с изображением иконы «Святой Серафим Саровский»

Икону обрамляют круги и главы с разноцветными полосками, спиралями, точками. В символике таких предметов нет ничего случайного: эти круги – намёк на главы храма, указание на то, что хоругвь создана специально для Покровского собора. Все три хоругви богато декорированные эмалевыми полихромными накладками, такими же разноцветными и радостными, как и сам храм.

Оборотная сторона хоругви. Икона «Богоматерь Умиление»
Оборотная сторона хоругви. Икона «Богоматерь Умиление»

Хоругви очень тяжелые – каждая весит около 60 кг.  Нести такую хоругвь должны были «три богатыря». В центре шёл самый сильный и выносливый, на нём был кожаный пояс со специально устроенным креплением, куда вставлялось основное древко хоругви; двое помогали по бокам. Конечно, вряд ли предполагалось использовать эти хоругви как полковые знамёна, они предназначались для торжественных крестных ходов. Сохранились дореволюционные фотографии хоругвеносцев, в руках которых мы видим те самые хоругви, которые так долго ждали часа, чтобы явить всему миру свою красоту.