В 1995 году под Астраханью, рядом с районным центром Красный Яр, при археологическом исследовании крупного некрополя – могильника Маячный бугор – были раскопаны остатки погребального сооружения – мавзолея из сырцового кирпича. Внутри, в подземном склепе центральной камеры был обнаружен деревянный гроб со следами красной краски с женским скелетом, одетым в два халата, один поверх другого и кожаные сапоги. Справа от скелета были найдены фрагменты монгольского головного убора под названием «бокка», а на груди, под халатами, матерчатый кисет с шестью серебряными золотоордынскими монетами-дирхемами и сумочка-амулетница.
Здесь же были найдены две костяные спицы (?), украшенные резными фигурками соколов со сложенными крыльями, держащими в лапках серебряные колечки, а также – деревянные ложка и точеная с росписью растительным орнаментом чаша, под которой сохранились остатки просяной каши (эти предметы можно увидеть в одной из витрин зала №13 постоянной экспозиции музея). Подобные находки – чрезвычайная редкость, так как ткань, кожа, дерево очень плохо сохраняются в земле. Датировано захоронение, благодаря найденным дирхемам, концом XIII – началом XIV века.
Комплекс был передан в Исторический музей. Группой исследователей и реставраторов была проведена огромная работа, чтобы из отдельных сохранившихся фрагментов ткани воссоздать одежду золотоордынской аристократки, жившей примерно 700 лет назад. Так, химико-технологическое исследование выявило, что халаты были сшиты из шелковой китайской парчовой ткани, затканной орнаментом, выполненным нитями из оболочки кишечника животных, покрытых сусальным золотом. Был реконструирован и их крой: нижний халат представлял собой традиционную монгольскую одежду – отрезной по талии, со встречными складками и запахом на левую сторону. Застегивался он с помощью 3-х пар шелковых завязок. Длинные, узкие рукава халата были слегка собраны около манжет. Сейчас цвет ткани коричневый, но первоначально парча была ярко-красного цвета. Золотые нити сохранились только на отдельных участках, но по ним и по отверстиям в ткани реставраторам удалось восстановить узор роскошного растительного орнамента, в основе которого – цветы лотоса. Верхний халат – парча с мелким рисунком из золотных нитей, приталенного силуэта, с боковыми разрезами, короткими широкими цельнокроеными рукавами застегивался «в стык» на 9 пуговиц из шелковой ткани. При ходьбе полы халата могли слегка расходиться.
Дорогие китайские ткани халатов были привезены на Волгу по Великому шелковому пути, проходившему в XIII–XIV веках из Китая через Среднюю Азию, территорию Золотой Орды в Причерноморье, а оттуда – в Западную Европу. Купцы из далеких стран приезжали в Нижнее Поволжье со своими товарами, их караваны везли изделия из тончайшего фарфора и стекла, слоновую кость и самоцветы, пряности и лекарства. Важнейшее место в торговле составляли шелковые и парчовые ткани, давшие название этому пути.
Благодаря труду высококвалифицированных специалистов-реставраторов были спасены и воссозданы уникальные предметы одежды золотоордынской женщины, раскрыты тайны мастерства китайских ткачей, определена этническая принадлежнось хозяйки халатов, что позволило углубить наши знания о быте и культуре монголов конца XIII – начала XIV века.
Литература:
- Лантратова О.Б., Голиков В.П., Орфинская О.В., Владимирова О.Ф., Егоров В.Л. Исследования уникальных археологических памятников из собрания Государственного исторического музея – комплексов одежд XIII–XIV вв. М., ГИМ. 2002.
- Васильев Д.В. Женское захоронение в сырцовом мавзолее золотоордынского времени // Древности Волго-Донских степей. Волгоград, 1998, стр. 101-112