С древнейших времен трон был смысловым акцентом парадного придворного интерьера. Он приковывал внимание своими габаритами и ярким убранством, что подчеркивало значимость помазанника Божьего, решало задачу репрезентативности, особого положения монарха, наглядно транслировало легитимность самодержавной власти. Все эти черты характерны для тронного кресла, некогда принадлежавшего русскому императору Николаю I, которое ныне находится в собрании Исторического музея.
Его художественное решение обусловлено пристрастием императора к классицизму. Именно в рамках этого художественного направления наиболее логичным представлялось создание предметов величественных, парадно-представительных, что напрямую касается задачи исполнения тронных кресел.
Классицистические традиции явно прослеживаются в тронном кресле, где узнаваема логика строгих членений, выработанная еще в эпоху царствования Александра I, хотя и ретроспективизм неуклонно проникает в сферу мебельного производства. Увлечение воспроизведением стилей прошлых эпох в данном случае достаточно ярко проявилось в пластическом решении подлокотников. Эти элементы образуют единую композицию с завитком, «наползающим» на область полуволюты опоры, поддерживающей четырехгранный выгнутый брусок с ритмичной моделировкой сторон, оканчивающийся скульптурной птичьей головкой с флористическим оперением.
Подобный декор по настроению напоминает работы знаменитого русского архитектора О.Р. Монферрана, который ввел яркое наследие Ренессанса в русское мебельное искусство. Из геральдических символов на тронном кресле сохранились лишь венчающая его корона и герб на спинке, воспроизводивший образец, принятый в 1828–1859 гг.
Любопытно, что окончательная атрибуция кресла появилась в момент работы в Историческом музее над книгой «Низвергнутые троны российского престола». В статье О.А. Федосеевой были опубликованы обнаруженные ею сведения об утраченном в годы Великой Отечественной войны парном троне из царскосельского собрания, выполненном в мастерской В. Бабкова по рисунку А. Штауберта в 1834 г. Там же приводилось их описание из архивных материалов:
«…золоченого дерева, резное; с мягким сидением и спинкой, крыто малиновым бархатом, шитым позументом и мишурой, с рисунком гербового орла в растительном обрамлении – на спинке, и гирлянды на сидении; прямоугольная с приподнятым верхом спинка увенчана короной на подушке и скрещенными мечом и скипетром; стойки украшены резными кедровыми шишками, изогнутые локотники заканчиваются головой орла; круглые, каннелированные ножки имеют форму перевернутой балясины».
Так стало известно не только авторство, но и место бытования — оба трона предназначались для разных помещений Сената. Одно из кресел входило в тронный комплекс, другое — находилось в зале собраний.
Узнать больше о тронных креслах можно из книги «Низвергнутые троны российского престола».