В собрании Исторического музея хранится богатая коллекция костюмов, среди которых особого внимания заслуживает уникальная женская верхняя одежда XVII века. Памятник, о котором пойдёт речь, представляет собой редчайший образец одежды того периода, сохранившийся до наших дней. Что представляет собой этот предмет одежды, кому он принадлежал, являл ли собой материальную ценность и как он попал в музей?
В 1935 году при строительстве первой линии Московского метро в каменной кладке Китайгородской стены был обнаружен слежавшийся комок ткани — предмет женской одежды, как позже выяснилось. Обычно в подвалах домов, под землёй или других необычных местах исследователи находят сокрытые монеты, драгоценную посуду или украшения. Подобные ценности прятались при особо опасных обстоятельствах для сохранения до лучших времён. Однако владельцы не всегда возвращались за ними. Так образовывались клады, хранившие свои сокровища на протяжении многих веков.
Памятник, о котором пойдёт речь, представляет собой традиционную для средневековой Руси длиннополую одежду свободного покроя. Такой крой полностью скрывал естественные формы женской фигуры, что требовали строгие нравы того времени. Спереди имеется разрез по всей длине одежды. Длинные и узкие рукава свисали до подола либо перекидывались крест-накрест за спину, чтобы не мешать при ходьбе. Руки вдевались в имеющиеся прорезные проймы овальной формы, находившиеся на уровне плеч. Откидные рукава служили декоративными нефункциональными деталями и были характерны для одежды знати.
Силуэт этой одежды соответствует покрою телогреи — верхней женской одежды, надеваемой поверх шёлковой рубахи. Свидетельством того, что телогрея была предметом верхней одежды, служит наличие 21 пуговицы и воздушных петель, с помощью которых наглухо встык застёгивали распашную одежду сверху донизу. Пуговицы, выполненные из скрученного шёлкового шнура, одновременно являлись украшением одежды. Пуговицы предпочитали всякому другому виду застёжки, так как они наиболее достойно завершали отделку одежды. Найденная телогрея не имела меховой подкладки из соболя или куницы и представляла лёгкий вариант одежды, которую носили в тёплую погоду. Телогрея сшита из узорного китайского шёлка, что подчёркивало определённый социальный статус её владелицы. Достать такие благородные ткани, как аксамит, тафта, атлас, парча, шёлк, было нелегко. Они привозились купцами из заморских стран (Англии, Персии, Италии, Китая) и стоили чрезвычайно дорого.
Телогрея, как прочие предметы одежды XVII века, не имеет карманов. На уровне талии можно увидеть небольшие разрезы, в которые женщина могла просунуть руки, чтобы достать ключи или кошель, привязанные к поясу на нижней рубахе. Ключи могли быть, вероятно, от подвалов, погребов и сундуков. Подвалы с толстыми стенами были самым надёжным и безопасным местом в богатом доме, в них обычно хранилось ценное имущество: одежда, ткани, посуда, оружие. Так, женщина, будучи хозяйкой дома, держала при себе ключи от самых важных помещений.
Ткань, из которой сшита телогрея, её особые детали и отделка определяют предмет как нарядную одежду богатой горожанки. Несомненно, такую одежду, представлявшую материальную ценность, берегли, хранили в сундуке и могли передать по наследству.
Маловероятно, что богатая горожанка спрятала телогрею в крепостной стене Китай-города. Скорее всего, одежда была у неё украдена и на время оставлена вором в тайнике с целью дальнейшей продажи или дарения другому лицу. В Китай-городе находилось немалое количество торговых лавок, где возможно было сбыть украденное платье. Но обстоятельства были таковы, что телогрея пролежала в тайнике не одну сотню лет.
Найденный в наши дни клад в Китайгородской стене открыл истинное сокровище — подлинный предмет одежды XVII века из женского гардероба, источник по истории русского костюма, рассказавший об особенностях и значении одежды для наших предков.
В залах, посвящённых Российскому государству XVI–XVII веков, можно увидеть реконструкцию этой женской телогреи. Оригинал хранится в Отделе тканей и костюма Исторического музея. Это объясняется тем, что памятник, которому более 400 лет, нуждается в особом уходе. Предметы из ткани считаются одними из самых хрупких памятников и хранятся при строгом соблюдении определённой температуры и влажности воздуха. Пока высокие технологии продлевают жизнь телогреи, в залах музея можно полюбоваться её реконструкцией.
Автор — Людмила Яновская, Заведующий Экскурсионно-методическим отделом Исторического музея