Памятникам ранневизантийского времени в Государственном Историческом музее всегда придавалось особое значение. Еще в «Указателе памятников» Российского Исторического музея было отмечено, что материалы из Херсонеса должны показывать «…главным образом историю этого города в христианские времена, что вполне соответствует историческому значению Херсонеса как рассадника христианства в Черноморье». Недолгое время в музее существовал даже отдельный «отдел Византийских Древностей», открытый 15 февраля 1924 года, впоследствии упраздненный, в котором и хранились разнообразные коллекции и предметы этого периода. К сожалению, в XX в. традиция изучения христианских древностей прервалась в нашей стране на долгие годы, но сегодня эта тема вновь пользуется пристальным вниманием специалистов.
Как хорошо известно, одним из надежных материальных свидетельств существования паломничества в ранневизантийское время являются ампулы, которые использовались для святой воды или ароматических масел, привозимых пилигримами из далеких путешествий. Они были одной из разновидностей евлогий (благословений). Обычно ампулы изготавливались из недорогих материалов – чаще всего глины, свинца или бронзы, а потому стоили недорого и получили широкое распространение. Изображения и надписи на ампулах позволяют соотнести их с определенными христианскими монастырями или иными культовыми местами, что дает возможность проследить паломнические связи населения того или другого центра.
В отделе археологических памятников Государственного Исторического музея хранится ампула из раскопок К.К. Косцюшко-Валюжинича в Херсонесе в 1898 г.
К сожалению, мне не удалось более точно установить место находки этой ампулы. Ампула округлая, оттиснута в двух формах, шов между двумя половинками хорошо заметен; на нем фиксируются отпечатки пальцев мастера по сырой глине. В центре – медальон с изображением св. Мины в позе оранта в коротком хитоне и длинном плаще между двумя крестами; внизу по бокам – два коленопреклоненных верблюда. Изображение окружено точечным ободком, заключенным между двумя валиками. Горло и ручки утрачены, на поверхности ампулы заметны трещины. Размеры: 5,9 х 5,6 см. Детали этой ампулы проработаны хорошо, все контуры фигур хорошо различимы.
Вторая ампула с изображением святого Мины происходит из Керчи.
К сожалению, точного паспорта находка не имеет, она была приобретена «на торгу» в 1893 г. Ампула округлая, немного вытянута в верхней части; обе стороны оттиснуты в рельефной форме, швы заглажены не очень аккуратно. На обеих сторонах представлено изображение св. Мины в позе оранта, внизу – припавшие к его ногам верблюды. По бокам от головы святого с одной стороны – изображения четырех рельефных точек, расположенных в виде креста; на другой заметны плохо оттиснутые кресты (?), или, возможно, аналогичные точки. Изображение окружено точечным ободком, заключенным между двумя валиками. Ручки ампулы и большая часть горла утрачены. Размеры: 7,8 Х 6,2 см.
Подобные ампулы традиционно связываются с монастырем Абу Мины, центром почитания св. Мины, расположенным в 45 км юго-западнее Александрии. Уникальность обеих публикуемых ампул состоит в первую очередь в том, что это первые (и пока единственные) находки подобных изделий с территории Боспора и Херсонеса. Собственно, сами ампулы святого Мины, а также формы для их изготовления, присутствуют во многих музейных собраниях, в том числе и отечественных, но они не связаны своим происхождением с Северным Причерноморьем.
К этому значительному списку аналогий добавлю еще один экземпляр ампулы св. Мины, также хранящийся в Историческом музее и происходящий из Египта (дар Н. Булычева). Одна из сторон ампулы близка вышеописанным, на второй представлен мальтийский крест в центре и полустертая надпись ΤΟΥ [Α]ΓΙΟΥ [ΜΗΝΑ]. Размеры ампулы: 5,8 х 7,0 см. Ампула выполнена очень грубо, оттиск низкого качества.
Датировка ампул с изображением св. Мины традиционно широкая – VI–VII вв. Верхняя дата ограничена арабским завоеванием Египта (639–654 гг.). Правда, в результате польских раскопок в Ком-эль-Дикка все ампулы были получены из стратифицированных комплексов, что позволило З. Кисс представить их дробную периодизацию. Наши ампулы относятся к III периоду производства, т.е. к 610–650 гг. Впрочем, полностью исключить вторую половину VI в. н.э. мы также не можем – монастырское производство «сувенирной продукции» существовало долго, а иконография изображений на ампулах долгое время оставалась неизменной. Ампула из Египта, вероятно, более ранняя, чем описанные выше крымские, и датируется в пределах 560–610 гг.
О распространении глиняных ампул с изображением св. Мины в Крыму есть и косвенные данные. Так, в склепе 10 могильнике Лучистое под Алуштой, вместе с инвентарем первой половины VII в., А.И. Айбабиным были найдены двухсторонние медальоны, состоящие из двух штампованных из тонкой бронзовой пластины половинок, соединенных пастовым заполнением. На одной стороне медальонов традиционно изображен святой Георгий на коне, поражающий змея, а на другой стороне — святой Мина в сопровождении склоненных перед ним верблюдов. А.И.Айбабин справедливо полагает, что изображение св. Мины на медальонах могло быть заимствовано с глиняных ампул.
В Херсонесе и на Боспоре хорошо известны находки керамики и светильников V – VII вв. из Северной Африки и сопредельных регионов – Сирии или Палестины. Но, в отличие от публикуемых ампул, они являлись обычной посудой или осветительными приборами, а не паломническими евлогиями. Соответственно, и пути попадания в Крым у всех этих предметов были разные.
Добавим, что находки ампул с изображением как св. Мины, так и других святых, известны с территории и других регионов Причерноморья – например, Болгарии и Румынии.
К сожалению, никакой информацией о боспорских паломниках в позднеантичное – ранневизантийское время мы не располагаем. Херсонесские же паломники, судя по всему, совершали путешествия не только в далекий Египет. Из Херсонеса происходят также находки амфорисков из Эфеса, возможно, связанных с культом св. Иоанна Крестителя. Находки амфорисков малоазийского производства, используемых паломниками, зафиксированы и в других причерноморских центрах, например, в Новах в Болгарии.
В Херсонесе также известны евлогии с изображениями св. Фоки. Опубликовавшая их О.В.Ошарина не исключает, что ампулы с изображением св. Мины могли послужить «прототипом для создания образа св. Фоки». Хорошо известный штамп с изображением двух святых, также хранящийся в Историческом музее, мог служить и для изготовления евлогий.
Сам Херсонес также мог быть местом «малого» паломничества, особенно учитывая связанные с городом имена Андрея Первозванного или святых римских пап Климента и Мартина.
Таким образом, две ампулы с изображением св. Мины из Керчи и Херсонеса, вот уже более столетия хранящиеся в фондах Государственного исторического музея, свидетельствуют о присутствии в этих центрах в VI–VII вв. христиан, совершавших паломничества в Египет. Появление в синхронных крымских могильниках амулетов с изображением св. Мины может также косвенно говорить о знакомстве византийского населения Крыма и федератов с образом этого святого.
Литература: Д.В. Журавлев, Две ампулы с изображением святого Мины из Крыма // Российская археология. 2012. № 3. С. 91-96.