Два издания Г.Д. Гоппе о коронациях

Среди изданий, которые традиционно не относятся к категории официальных коронационных альбомов, хочется упомянуть довольно редко встречающееся – «Венчание русских государей на царство» (СПб., 1883).

Книга издана в память коронования императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Текстовой материал и иллюстрации подчинены задаче не только изложить официальную версию коронования Александра III (информация, содержащаяся здесь, легко прогнозируема и представляет собой восторженное описание празднеств по случаю торжества), но и доходчиво, с учетом разноплановой читательской аудитории познакомить с историей русских коронаций.

Описанию основного события предшествует обстоятельный очерк истории складывания обряда и повествование о церемонии возведения на престол князей, царей и императоров, начиная с «поставления» на великое княжение в 1498 году Дмитрия Ивановича, внука великого князя московского Ивана III.

Глава, посвященная коронации Александра III, открывается публикацией царского манифеста и именных высочайших указов о начале подготовки к церемонии. Далее приведены тексты различных церемониалов, которые были разработаны к каждому конкретному действию коронования. Подробно описаны государственные регалии, в том числе корона, скипетр, держава, орден Св. Андрея Первозванного, бармы и государственные знамя, меч и щит. Здесь же содержится большой фактический материал по истории русских корон. Традиционно в допетровские времена государей венчали на царство так называемой «Шапкой Мономаха».

Для коронации Петра I была изготовлена «Шапка Мономаха второго разряда». Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна венчались на царство коронами европейского образца. Екатерина II, при вступлении на престол, поручила придворным ювелирам И.П. Позье и Г.Ф. Экарту сделать новую корону, поставив условие – новая корона, по ценности, должна быть богаче всех существующих корон в Европе и «весить не более пяти фунтов». «Большую императорскую корону» изготовили в двухмесячный срок. Она была украшена 4936-ю бриллиантами, 75-ю матовыми жемчужинами и ярко-красной шпинелью весом около 400 каратов. Шпинель была куплена по указу Алексея Михайловича русским посланником Николаем Спафарием у китайского богдыхана Кан Хи в 1676 году.

Для Павла I корону обновили, сделали ее шире и заменили часть жемчуга на более крупный. В 1865 г. каждый драгоценный камень был взвешен. Произведенная оценка показала стоимость короны в 823976 рублей. Все последующие императоры короновались этой короной.

Текст издания сопровождают 217 черно-белых иллюстраций в тексте и на отдельных листах. Представлена обширная портретная галерея русских императоров и императриц, иностранных принцев и представителей держав, присутствовавших при священном короновании. Выполнены рисунки костюмов герольдов времен Павла I, Александра II и Александра III. Значительное место отведено изображению архитектурных памятников: «Хоромы бояр Романовых в Москве», «Дворец царя Михаила Федоровича в Костроме», «Петровский дворец близ Москвы», «Александровский дворец в Нескучном близ Москвы», «Вид Красных ворот в Москве во время коронации императрицы Елизаветы Петровны и теперь». Виды залов Московского Кремля, предметы, поднесенные Александру III и Марии Федоровне во время поздравлений, множество жанровых сцен: смотр войск на Ходынском поле, бал московского дворянства в благородном собрании, уличные сцены в Москве во время коронации – уникальные изобразительные источники по истории России.

 

Иллюстрации для «Венчания…» выполнены в технике репродукционной ксилографии, которая в XIX веке позволяла создавать изображение на досках одной высоты с литерами. Это значительно увеличивало тираж и расширяло художественные возможности ксилографии. Гравюры на дереве изготовлены в мастерской Л.А. Серякова, на многих из них стоит марка «С. и Ко». Некоторые имеют подписи А.И. Даугеля, И.И. Матюшина, А.И. Зубчанинова и воспроизведены с графических и живописных оригиналов художников К.О. Броже, А.О. Адамова, Н.Е. Сверчкова, И.Н. Крамского, А.С. Янова, П.М. Шамшина, П.Ф. Бореля и др.

«Венчание русских государей на царство» вышло в  одном из образцовых российских издательств – Г.Д. Гоппе ограниченным тиражом. К 1880-м годам Гоппе имел громадный опыт в издании книг различной тематики и жанров, в том числе и художественных памятных альбомов. Высокий уровень оснащенности производства, сотрудничество с лучшими художниками, а также понимание духа времени и потребности изящного среди публики, все это позволило Герману Дмитриевичу Гоппе создать истинное произведение полиграфического искусства.

Текст напечатан параллельно на русском и французском языках. Заставки, концовки, буквицы составляют единое целое со шрифтом, размером полей и форматом страницы.   Один из экземпляров Исторического музея в художественном переплете эпохи с золотым и блинтовым тиснением, выполненном в мастерской Н.В. Гаевского, о чем свидетельствует бумажная наклейка на нижнем форзацном листе. Его паровая переплетная в Санкт-Петербурге у Чернышева моста (с 1948 г. мост Ломоносова) была чрезвычайно популярна среди светской публики, в том числе у  представителей высшей аристократии. Внутри переплета сохранена обложка, напечатанная в петербургской литографии Ф. Эйлера. Сам издатель высоко оценил свою книгу:

«Альбом этот представляет в историческом и художественном отношениях единственное в своем роде издание».

В том же издательстве в 1896 г. вышел в свет аналогичный альбом под названием «В память священного коронования… Николая Александровича и Александры Федоровны». Открывается издание стихотворением популярного поэта XIX  века К.К. Случевского «Видение Кремлей». Выбор автора был не случаен. Случевский многие годы поддерживал дружеские связи с братьями Гоппе и еще в 1869–1875 годах вел одну из рубрик журнала «Всемирная иллюстрация».

В первой части издания напечатан очерк Е.Е. Голубинского о венчании на царство в допетровской Руси. Автор приводит сведения об истоках обряда коронования, подробно отмечая все изменения, повествует о русских коронациях. Глава о последующих коронациях написана  И. Н. Божеряновым. Историк ярко, с множеством интересных деталей повествует о важнейших коронационных событиях XVIII–XIX веков. Не обходит стороной курьезные, и даже криминальные случаи. Например, рассказывает о краже бриллиантов при изготовлении аграфа на мантию для Екатерины I, о нелепом распоряжении петербургского генерал-губернатора во время коронации Павла I «окрасить ворота своих домов, а также и заборы в национальный государственный цвет, т.е. полосами черной, оранжевой и белой красками, как красили шлагбаумы». Императорские регалии, одежда и утварь описаны М.И. Пыляевым, а места коронационных торжеств – М.М. Богородским.

 

Вторая часть альбома – «Дни священного коронования» традиционно начинается с «Манифеста», повелений, расписаний дней торжеств, списков представителей иностранных государств, приглашенных на коронацию, объявлений и др. Далее следует популярный рассказ о детстве, воспитании и образовании Николая Александровича и Александры Федоровны. Приводится перечень предметов, изучаемых будущим императором, имена учителей. Особый интерес вызывает та часть текста, в которой впервые описываются два царских поезда, специально изготовленных ко времени возведения на престол Николая II.

Авторский текст дополнен многочисленными черно-белыми и полутоновыми иллюстрациями, что делает его более наглядным. Только на отдельных листах их насчитывается свыше восьмидесяти. Многие рисунки сделаны с натуры художниками: В.И. Навозовым, Э.К. Соколовским, А.А. Чикиным, К.О. Броже, К.А. Савицким, А.П. Кандауровым и др. Некоторые автотипии исполнены с фотографий Г.В. Трунова, К.А. Фишера, С.Л. и Л.С. Левицких и др. Впервые опубликованный в книге иллюстративный материал, в том числе программа торжественного представления в Большом театре 17 мая 1896 г. и меню обедов и ужинов, данных в честь коронации, позднее был использован в монументальном издании «Коронационный сборник» (СПб., 1899).

Оба издания – «Венчание русских государей на царство» (СПб., 1883) и «В память священного коронования… Николая Александровича и Александры Федоровны» (СПб., 1896) экспонировались на Всероссийской художественной и промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и получили высокие отзывы профессионалов. А вице-президент Академии художеств И.И. Толстой в разговоре с Э.Д. Гоппе так оценил деятельность издательства: «С большим удовольствием я опять смотрел… листы альбома «В память священного коронования Их Императорских величеств и могу сказать, что вы конкурентов в России не имеете». Альбом «В память священного коронования» получил в 1896 году главную бесплатную премию журнала «Всемирная иллюстрация».

Е. Лазаренко