В собрании Отдела рукописей ГИМ хранится уникальный памятник – экземпляр первопечатного Апостола 1564 г Ивана Федорова с единственным прижизненным изображением царя Ивана Грозного в тиснении верхней крышки переплета (ГИМ, ОР Цар.А 15).
Верхняя крышка Апостола имеет уникальное золотное тиснение в виде окруженного орнаментальными бордюрами и басмами двуглавого орла, на груди которого в медальоне расположен контур мужской головы в короне. Сверху и снизу орла выполнена вязью тисненная надпись: «Ио(ан)н…князь всея…Руси». Это дало основание атрибутировать мужское изображение как портрет Ивана Грозного и считать эту книгу одним из подносных царских экземпляров Ивана Федорова. Сейчас это вытисненное изображение почти полностью угасло. Однако в середине XIX в. портрет был виден несколько лучше, что позволило исследовавшему его К. Тромонину скопировать и опубликовать рисунок тиснения крышки в общем схематичном виде. В дальнейшем ни оформление этого переплета, ни тем более сам портрет царя специального исследования не получили по причине почти полного угасания тиснения и схематичности его копии К. Тромонина.
Начавшееся в 2017 г. сотрудничество Исторического музея и Института космических исследований (ИКИ) РАН в области использования естественнонаучных методов для визуализации скрытой информации древнерусских кодексов позволило впервые сделать видимым угасший прижизненный портрет Ивана Грозного. Для этих целей была проведена мультиспектральная фотосъемка с последующими математической обработкой и анализом ее результатов (авторы – главные специалисты ИКИ РАН А.В. Андреев и М.Н. Жижин). В результате проведенных исследований впервые удалось увидеть прижизненное изображение одного из самых знаменитых деятелей русского Средневековья – царя Ивана Грозного.
Помимо безусловной ценности полученного портрета был обнаружен ряд важных деталей, которые могут дать ученым новую информацию о российской истории и культуре XVI в. В частности, стало видно, что объем лица, светотени и часть фона искусно переданы при помощи вытисненной тонкой и частой штриховки. Моделирование с ее помощью лица было невозможно при тиснении изображения традиционными древнерусскими штампами и накатками, выполненными в технике литья. Эта особенность является прямой отсылкой к гравированным на металле портретам, широко распространившимся в это время в Западной Европе. Основы книгопечатания были заимствованы в России из Европы, где оно появилось столетием раньше – в середине XV в. Портрет владельца, мецената или печатника на переплете позднеготических и ренессансных печатных книг XVI в. стал регулярной приметой элитного заказа.
Иван Федоров был, несомненно, знаком с подобной практикой, и для царских подносных экземпляров первого официального московского издания он захотел воспроизвести эти высокие современные требования.
Решение разместить в тиснении переплета портрет царя было новаторским, поскольку задачи изготовления этим методом на коже человеческих изображений, тем более обладающих портретным сходством, перед древнерусскими художниками и переплетчиками никогда до этого не стояло. Да и личность портретируемого не допускала возможности ошибок и искажений. Кроме того, Иван Грозный был покровителем Ивана Федорова, главным инициатором появления книгопечатания в Москве и его спонсором. Поэтому первопечатник должен был найти оптимальное, исходя из поставленной задачи и технических возможностей, решение. Судя по особенностям рисунка визуализированного портрета, он был выполнен в технике гравюры на металле и является высокохудожественным произведением, несомненно обладающим портретным сходством. Это было новаторским решением, поскольку изготовление гравюры на металле в России в это время было связано лишь с редкими экспериментами, а в книгопечатании такие изображения стали использоваться лишь в третьей четверти XVII в. Именно поэтому медальон с портретом Ивана Грозного является единственной деталью тиснения переплета, которая полностью исчезла. Подготовленная для гравюры металлическая пластина не предназначена для оттиска на коже: в отличие от традиционных для древнерусского переплета отлитых басм с высоким рельефом, она имеет неглубокие вырезанные бороздки, которые делают выполненное ими тиснение неглубоким и непрочным. Со временем оно разгладилось, оставив в этом месте поверхность кожи почти гладкой.
Скорее всего, изготовившим портрет гравером был серебряных или золотых дел мастер из царских мастерских Оружейной палаты. По крайней мере в XVII в. первые русские граверы по металлу работали именно там. На то, что автор портрета Ивана Грозного, возможно, работал в кремлевских мастерских и имел отношение к изготовлению монет и резке государственных печатей, указывает уникальная для тиснения русских переплетов композиция средника. На нем в окружении орнаментального бордюра находится двуглавый орел под коронами, на груди которого расположен парадный портрет царя в медальоне, а сверху и снизу – помещена представляющая изображение надпись.
Это сочетание герба, портрета правителя и «легенды» является объединением на одной плоскости лицевой и оборотной стороны медали или аверсом и реверсом монеты. Схожие погрудные изображения правителей или аристократов, развернутых к зрителю на три четверти, и их гербов с геральдическими орлами, можно найти на многочисленных европейских медалях XVI в.
Впервые изображение на русской государственной печати византийского двуглавого орла под коронами появилось в 1497 г. при великом князе Иване III, женившимся на последней византийской принцессе Софье Палеолог. Однако титул царя ни ему, ни его сыну Василию III не удалось за собой закрепить. Придя к власти, Иван Грозный использовал родовую печать до 1561 г., когда учредил новую двустороннюю печать с двуглавыми орлами на обеих сторонах, в щитках на груди у которых был с одной стороны всадник на коне, с другой – единорог. Реформа печати была связана с чрезвычайно важным для государя событием: в 1561 г. царский титул Ивана Грозного, первым из русских великих князей венчавшегося на царство (1547 г.), был признан Константинопольским патриархом. Это означало подтверждение вселенским патриархом легитимного характера царского статуса Ивана IV. Значение этого события для позиционирования Иваном Грозным себя как единственного православного царя в контексте государственной доктрины «Москва – Третий Рим» невозможно переоценить. Заметим, что рисунок орла в среднике переплета царского экземпляра Апостола Ивана Федорова, вышедшего через три года после этого события, очень близок его рисунку на малой государственной печати Ивана Грозного 1569 г., а надпись вязью в основном объеме совпадает с легендой на государственных печатях этого времени.
Таким образом, средник с портретом царя на Апостоле 1564 г. можно рассматривать как репрезентацию царской власти, получившей международное признание в 1561г. Необходимо также обратить внимание еще на одну деталь на нашем портрете – корону царя. Ее форма очень близка к хранящейся сейчас в Оружейной палате Московского Кремля реальной «Казанской шапке» Ивана Грозного (1553 г.).
Что касается внешнего сходства с Иваном Грозным, то, несомненно, портрет им обладает. Об этом говорят не только обстоятельства и мотивы его создания. Пронзительный взгляд царя, который смог донести портрет, свидетельствует о нем как о высокохудожественном произведении, выполненном талантливым мастером. До сих пор известно лишь одно достоверное изображение Ивана Грозного, реконструированное по его черепу выдающимся антропологом М.М. Герасимовым.
При сравнении с ним полученный при помощи мультиспектральной макрофотосъемки портрет обнаруживает несомненное сходство. Обращает на себя внимание одна деталь на нем, которая не учтена у М.М. Герасимова. Рисунок левого глаза заметно отличается от рисунка правого: кажется, что левый глаз имеет другую форму и несколько прикрыт. Эту деталь, конечно, можно было бы списать на сохранность тиснения и несовершенство визуализации. Однако после вскрытия гробницы было установлено, что тело Ивана Грозного имело значительную ассиметрию, и, в частности, его левый глаз имел какой-то дефект и был больше правого. Эту особенность мы находим и на нашем изображении. Таким образом, можно с уверенностью считать портрет, вытисненный на подносном экземпляре первопечатного Апостола 1564 г. (ГИМ, Цар. А. 15), единственным прижизненным изображением царя.
Необходимо отметить, что в Западной Европе во второй половине XVI в. было опубликовано несколько гравированных «портретов» Ивана Грозного. Тем не менее, ни один из них не имеет признаков достоверности. Они носят фантазийный характер, поскольку были выполнены, в лучшем случае, лишь со слов очевидцев, приглашенных на царский прием и составивших свои описания внешности правителя Московии спустя долгое время. А в худшем – без опоры на какие-либо свидетельства. Один из них являются просто перепечаткой гравюры отца Ивана Грозного – Василия III. Особая дискуссия окружает выполненную на доске парсуну Ивана Грозного из Национального музея Дании в Копенгагене.
На бумажной наклейке на ее обороте имеется латинская надпись о том, что она была подарена царем Феодором Алексеевичем датскому послу Фридриху фон Габелю в 1677 г. По размеру и изводу она близка к надгробным парсунам царя Феодора Иоанновича (ГИМ) и кн. М. В. Скопина-Шуйского (ГТГ), написанным для Архангельского собора московского Кремля. Ученые предположили, что все три портрета были заказаны вместе для царской усыпальницы в 1630-х гг. или для украшения внутренних покоев Кремлевского дворца во второй XVII в. Ряд исследователей сомневаются в подлинности этого портрета и, основываясь на анализе стиля, отдельных приемов письма и ряда технологических признаков, считают его лишь стилизацией или даже подделкой конца XIX – начала XX в. Подытоживая, можно с уверенностью утверждать, что ни одно из известных до сих пор изображений не может считаться прижизненным портретом царя, отражающим его реальный облик. Поэтому визуализированный в лаборатории Отдела рукописей ГИМ методом мультиспектральной макрофотосъемки портрет на подносном экземпляре Апостола 1564 г. является единственным прижизненным изображением, донесшим до нас реальные черты лица царя Ивана IV Грозного.
Эта работа была проведена при поддержке гранта РФФИ 17-29-04476 офи-м «Методы визуализации угасших текстов и другой графической информации в средневековых письменных памятниках (рукописях) с использованием электромагнитного излучения различных спектральных диапазонов и цифровых технологий обработки изображений».