Предисловие
В сознании современного человека эпоха Викингов, безусловно, окутана романтическим флером. Многочисленные фильмы для детей и взрослых, игрушки и компьютерные игры создают героические образы бесстрашных воинов, совершающих подвиги во имя древних языческих богов. В XXI веке, когда борьба за выживание среди дикой природы, дальние путешествия, полные опасностей и неожиданных стычек с затаившимися за поворотом реки врагами, носят виртуальный характер, образы отважных героев с севера – Викингов приобрели особую популярность.
Эпоха Викингов длилась с конца VIII до середины XI века. В эту эпоху «люди севера» — норманны своими неожиданными и жестокими набегами наводили ужас на жителей Западной Европы. В Восточной Европе они сыграли совсем иную роль – осваивая речные пути к богатствам Арабского Халифата и Византийской Империи, они явились катализатором социально-экономических процессов, приведших, в конечном итоге, к формированию Древнерусского государства.
Выставка «Викинги на речных путях Восточной Европы», запланированная в Историческом музее на конец 2020 года, будет основана, преимущественно, на археологических материалах из фондов Исторического музея. Экспозиция будет дополнена артефактами из музея Старой Ладоги и Эрмитажа. Впервые в Москву из Эрмитажа должно прибыть одно из самых эффектных «сокровищ», сокрытых в землю в эпоху образования Древнерусского государства – «большой гнёздовский клад», найденный в 1867 г.
Среди экспонатов на выставке «Викинги на речных путях Восточной Европы» будут представлены предметы из муромских могильников, история изучения которых тесно связана с Историческим музеем – среди исследователей, заложивших основы фонда, можно назвать А.С. Уварова и В.А. Городцова.
Не менее интересны новые материалы из раскопок расположенного недалеко от г. Мурома Подболотьевского могильника, полученные в результате работ Волжской археологической экспедицией ИА РАН под руководством О.В. Зеленцовой. Среди них переданный в ГИМ комплекс X века из женского погребения №154, часть которого будет представлена на выставке.
Однако какое отношение имеют древности Муромы к тому, что рисует воображение, когда речь идет о викингах? Оказывается, самое непосредственное. Даже если бы мы опирались исключительно на данные письменных источников, можно было бы уверенно полагать, что варяги были достаточно хорошо знакомы с Волго-Окским междуречьем, то есть именно с тем регионом, где кроме прочих средневековых памятников, располагались и известные нам муромские могильники. Нельзя не отметить, что наряду с именами севернорусских городов, саги содержат упоминания о городах Ростово-Суздальской земли – о Суздале (Súrsdalr), Ростове (Rostofa) и Муроме (Móramar). Все они входят в список древнейших русских городов, известный нам по «Повести временных лет», где также названы исконные насельники этих мест — финские племена Меря и Мурома. Их вовлеченность в систему международной торговли хорошо подтверждается археологическими материалами, найденными на территории современных Ярославской, Ивановской и Владимирской областей. Среди них есть находки отдельных предметов скандинавского происхождения – наконечники ножен мечей, овальные скорлупообразные и подковообразные фибулы, различные предметы импорта, а также торговый инвентарь – весы и гирьки и монеты.
К концу X-XI в. Меря и Мурома, как и многие другие представители финских, балтских и славянских племен, органично влились и стали во многом основой древнерусской общности. Однако чуть ранее варяжские воины и торговцы, проходившие по речным дорогам, связавшим Север, Запад и Восток, сталкивались c представителями разных этнических групп, в том числе и с Муромой.
Как же выглядели представители племени Мурома?
Скромность мужского костюма полностью искупается ярким и самобытным женским образом, который является одним из самых выразительных среди уборов восточных финнов. Зачастую он состоит из большого количества бронзовых украшений, многие из которых, в том числе так называемые шумящие, выполнены в технике литья по восковой модели.
Изделия демонстрируют высокий уровень местного бронзолитейного ремесла и характерную для всех финнов символику, связанную с образами водоплавающих птиц и коней. Являясь полностью самобытным, костюм несет в себе черты, характерные для всех финно-угорских народов, что позволяет выбрать его в качестве одного из образов времени, иллюстрирующих местное население, через земли которого проходили торговые пути IX-XI вв.
Источники:
- Спицын А.А. Древности бассейнов рек Оки и Камы // Материалы по археологии России. Т. XXV. Вып. 1. Спб, 1901.
- Городцов В.А. Археологические исследования в окрестностях г. Мурома в 1910 году // Древности. Труды Московского Археологического общества. М, 1914. Т. XXIV.
- Зеленцова О.В. Новые исследования Подболотьевского могильника // Краткие сообщения Института археологии РАН. Вып. 236. М, 2014
- Зеленцова О.В., Сапрыкина И.А. К вопросу о женском костюме муромы по материалам погребения 57 Подболотьевского могильника // Поволжская археология. №1. Казань, 2018
Ссылки на интернет-ресурсы:
- Работы Волжской археологической экспедиции ИА РАН на Подболотьевском могильнике
- «Загадка отношений славян и финнов в ранней русской истории»
Автор – А.М. Красникова , младший научный сотрудник отдела археологических памятников